Как-то проходя по улице Пушкина, мимо мусорной площадки, на которой среди прочего хлама валялись еще и какие-то куски дверных косяков, старые обои, отодранные от стены вместе со штукатуркой, стулья, диванная обивка, я увидел старый коричневый чемодан. По всему было видно, что чемодан очень старый. Углы с железными накладками, ржавый замочек, цвет такой степени истертости, что даже неискушенному в вопросах старины человеку было понятно, что такие краски может замешать только время. Чемодан был приоткрыт, и из него виднелись - я аж немного присел от изумления, - кипы старых, пожелтевших фотографий.
Я наклонился над чемоданом, и пока руки, сначала осторожно, а потом без разбора стали перебирать фото, голова уже представляла ситуацию, в которой, честно говоря, я не пожелал бы оказаться. Кто-то поблизости купил старый особняк и затеял в нем ремонт. Все, что не вошло в план, придуманный новым хозяином, подлежало выносу из дома, и среди вещей, которые новоиспеченный собственник недвижимости выбрасывал на улицу, в первую очередь оказались атрибуты жизни прежних владельцев. Старый, потертый, коричневый чемодан пошел в первых рядах.
Как человеку, увлекающемуся историей, мне было странно и непонятно, зачем выбрасывать на помойку архивы и документы, которые, по сути, являлись биографией отдельной семьи, целого рода? Можно же ведь приспособить их какому-нибудь знакомому любителю истории, в городской музей, отнести в школьные музейные уголки и т.д.? Но с другой стороны, как человек, не раз сталкивавшийся с ремонтом, я прекрасно знаю, что когда у тебя в голове отделка комнат, то тут уже не до сантиментов и всего того, что мешает тебе осуществить задуманное. В этот момент ты просто охотник или первопроходец, который в джунглях проделывает себе дорогу, кромсая острым мачете все, что является помехой на пути…
Коллекция снимков была не так стара, как чемодан, и в целом однообразна. На фотографиях , которые я датировал приблизительно началом 1950-х годов, были запечатлены члены неизвестной каменской семьи в разных сюжетах, ракурсах и портретах,: семейные праздники, маленькие дети, прогулки по улице, знакомые, друзья, школа. Был десяток фото, снятых, судя по моде, попозже. И была целая кипа фотографий молодой девушки, которая, по всей видимости, очень любила фотографироваться.
Фотографий, представляющих интерес для широкой массы любителей старины и истории, в чемодане не было. Я рассчитывал найти виды улиц и знакомых зданий, но снова и снова в руки попадали дети в обнимку со взрослыми, скромные семейные застолья, палисадники, заборы, деревья. Были несколько фото с непонятным городским ракурсом, со знакомым видом проспекта Карла Маркса, где люди кормят голубей, и, кажется, с районом химкомбината.
Я положил в портфель часть фото, которые, как мне показалось, передают дух всей коллекции.
…Иногда я перебираю эти фото, и как бы погружаюсь в жизнь незнакомой семьи, память о которой с легкой руки нового владельца старого дома была выброшена на помойку. Возможно, когда-нибудь, найдя подходящие слова и предложения для этих снимков, я смогу выложить их на канале (тем более, в дальнейшем я узнал людей, связанных с этой семьей). Но сейчас я думаю больше о том, что, наверное, мы все напоминаем этих людей, затеявших ремонт в своем доме. Без оглядки на свое и чужое прошлое мы делаем настоящее, которое, в принципе, удобно для жизни, но делает нас иванами, не помнящими родства…
Мы продолжаем выкладывать старинные фотографии станицы Каменской. Об этой удивительной коллекции было рассказано здесь. «Потрясающе! Их давно нет, такие вихри на Россией пронеслись, а они смотрят на нас, такие молодые...» - написал один из комментаторов. Сегодня еще серия интересных снимков.
Продолжение следует. Чтобы не пропустить остальные части, подписывайтесь на наш канал. И до новых встреч!