Найти тему
Глобальная История

Источники по истории Египта. "Египтиака" Манфеона

До начала XIX века, в отношении источников, касающихся истории Древнего Египта дела обстояли весьма скудно. Они ограничивались тем, что было написано античными авторами и сведениями, которые содержались в Ветхом Завете. Главный из возможных источников – труд Манефона сохранился лишь в отрывках, посторонних цитациях. Открыть доступ к подлинно египетским текстам удалось Шампольону, который в 1822 году известил научное сообщество о расшифровке древнеегипетской письменности и прочел свой исторический доклад на заседании французской академии наук. Теперь перед историками замаячила перспектива расшифровки данных, содержащихся на памятниках, нашедших покой в песках Египта, а также в документах, собранных в музеях и частных коллекциях.

В целом речь идет об исторических источниках двух типов: литературных (основанных на текстах) и археологических (основанных на изучении памятников и предметах, обнаруживаемых в ходе раскопок).

Текстовые источники по типу письма (о котором мы говорили раньше) можно разделить на три категории – иероглифические (прежде всего высеченные в камне – на стенах гробниц, пирамид, храмов, стелах и обелисках); иератические (написанные чернилами на папирусе, коже, тканях, черепках или камнях, изредка на глиняных табличках); демотические (выполнены на тех же материалах, что и иератические)

В том что касается периода от начала египетской истории (с конца IV тысл.) до эпохи Нового царства, речь идет прежде всего о письменах высеченных на стенах мастаб, пирамидах царей (от Униса до Пепи II), скальных гробницах, погребениях I Переходного периода, Среднего Царства и II переходного периода. Количество надписей в храмах достаточно малочисленно, кроме того имеются граффити и надписи вблизи тех мест где оказывались египтяне (например, в копях Синайского полуострова).

Самыми пространными являются большие собрания заупокойных текстов, относящихся к циклам «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов». Остальные свидетельства древнего периода достаточно сжаты. Речь идет о кратких формулах, где за ритуальной преамбулой следуют царский протокол или имена и титулы частных лиц. Длинные надписи, которые бы представляли исторический интересе встречаются крайне редко. К ним относятся автобиографические тексты в нескольких гробницах Верхнего и Среднего Египта. Также изредка можно столкнуться с юридическими текстами (к которым мы относим и судебные протоколы), которые были скопированы в камне с папируса. К таким текстам относятся: царские декреты, акты купли-продажи и прочее.

Тексты выполненные иератическим письмом появляются рано. Папирусы, на которых они как правило записывались начали создавать начиная с I династии, на примере сохранившихся документов можно увидеть эволюцию письма, как иероглифические знаки постепенно становятся курсивными и в итоге превращаются в подлинную иератику. К сожалению, папирус является очень хрупким материалом, который могла уничтожить сырость или огонь. По этой причине тексты Древнего Царства, написанные на папирусе представляют собой исключительную редкость.

Образец иератического пиьсма
Образец иератического пиьсма

Кроме перечисленных источников древнейших эпох, исследователям удалось обнаружить тексты, относящиеся к храмовым архивам, такие как абусирские папирусы. Эти папирусы содержат в своем тексте прежде всего своеобразные отчеты персонала, занятого в отправлении заупокойного культа царя. Также в текстах встречаются детали относящиеся к повседневной жизни храма. Эти документы лишь подчеркивают скудость источников, дошедших до нас. До нас дошла лишь малая часть реально существовавших документов, относящихся к такому архиву.

Избежать уничтожения смогли те папирусы, которые были захоронены в гробницах, расположенных в пустыне, ибо там пустыня оказала на них консервирующие воздействие.

По мере продвижения в более поздние эпохи, например к Среднему Царству, ситуация с источниками начинает улучшаться. Все больше папирусов сохранилось до наших дней. Среди них, к счастью для египтологов сохранилось немало папирусов, которые представляют собой копии документов, записанных в эпоху Древнего царства.

При этом нужно держать в уме то обстоятельство, о котором я упомянул во введении. Папирусы как правило происходят из Верхнего и Среднего Египта. Условия в Дельте были крайне неблагоприятны для сохранности чего бы то ни было. Именно по этой причине мы так мало знаем обо всем, что касается Нижнего Египта.

-3

Перед ученым в связи с текстовыми источниками Древнего Египта встает одна существенная проблема – их очень сложно интерпретировать. Тексты остаются темными, они наполнены магическим содержанием и той самой культовой нагрузкой. И таких текстов большинство. Доля «светских» текстов крайне незначительна. Собственно исторические тексты остаются пристрастными и субъективными. Египетские «историки» старательно обходили все те детали, которые ставили под сомнение величие царской власти (такие как покушения, заговоры или военные неудачи). Если судить об истории Египта только на основании прямого содержания данных текстов, то может сложиться впечатление, что цари были безгрешны и правление каждого из них представляло собой «рай на земле» - нескончаемую череду побед и успехов. Здесь проявляется и тот самый схематизм исторического повествования. Фараонам приписываются гиперболизированные и как правило сходные цифры в отношении захваченных пленников, добычи и ценностей. Имена и места действия повторяются от текста к тексту и становится решительно непонятно, что из всего этого является правдой, а что притягиванием за уши.

В действительности в Египте никогда не было ни собственного историка, ни исторического труда, в котором была бы предпринята попытка беспристрастного анализа исторических событий. В текстах, носящих официальный характер было принято преувеличено восхвалять мощь фараонов и благость ситуации в стране. По этой причине, лакуны зачастую приходятся заполнять с помощью литературных текстов художественного свойства. В частных текстах на первый план выдвигается индивидуальный человек, но также в зависимости от расположения фараона и милости богов. В действительности, тексты Египта были призваны конструировать определенную реальность исходя из потребностей самого государства. Достижение исторической правды никогда не было целью подобных текстов. А хорошо известно, что история, сочиненная исходя из государственных интересов представляет собой профанацию, умаление истины и опасность для самого этого государства, ведь маскируя реальность за «ритуализированными» формулами мы искажаем ее и встаем на путь ведущий лишь к упадку.

Благодаря климатическим особенностям (сухой климат, свойства почвы) Египет изобилует археологическим материалом. Архитектурные сооружения являются одним из ключей к установлению верной датировки в отношении истории Египта, а также позволяют проследить прогресс, который сопутствовал истории Египта. На примере художественного, изобразительного искусства, мы также можем выработать определенную хронологию культурных форм в их историческом развитии.

-4

Несмотря на огромное количество памятников и храмов, которые сохранились до наших дней в Долине Нила, археология способна дать лишь ограниченную информацию в отношении материи истории Древнего Египта. Разрушения оставили историкам весьма произвольную выборку материала. Материал из которого возводились сооружения сыграл важную роль в их сохранности. Переход от известняка к песчанику, как основному материалу для строительства, который было совершен к эпохе Нового Царства, привел к тому, что и в этой сфере намного лучше и больше сохранились постройки более поздних времен, чем от времен Древнего Царства. Кроме того, мы уже говорили о том, что в целом лучше сохранились именно культовые сооружения – храмы и гробницы. Гражданская архитектура как правило не выдерживала влияния времени и потому о мире живых в Египте мы знаем намного меньше, чем о мире мертвых. Многие памятники древности оказались безжалостно разграблены еще в древние времена. Именно по этой причине открытие гробницы фараона Тутанхамона в 1922 году произвело такой фурор – потому что после бесчисленного количества разграбленных гробниц ученым удалось наконец-то наткнуться на целую, нетронутую гробницу.

В отношении архитектурных памятников действует тоже правило, что и в отношение текстуальных источников – они в основном происходят из Верхнего и Среднего Египта. Количество же находок в Дельте весьма ограничено.

Но все же возникает вопрос, для чего-то же египтяне вели записи. В каком-то смысле исторический нарратив все же был создаваем ими. Важность сведений о прошлом, пусть и в искаженном виде присутствовала в сознании египтян исторической эпохи. Не случайно были созданы таки памятники хронологии, как Палермский камень и Туринский царский список. Египет издревле говорил с другими народами и цивилизациями с позиции вечности. Известно, что Наполеону Бонапарту приписывается воодушевляющие слова о том, что на его солдат «Сорок веков смотрят с вершины этих пирамид». Но историчность, граничащая с вечность приписывала Египту задолго до Наполеона. Так вклад в дело формирования соответствующих представлений о Египте внес античный философ Платон, который в одном из своих зрелых диалогов – «Тимее» вложил в уста египетского жреца мысль о том, что народ, который не знает своего прошлого, навеки присужден оставаться в детском возрасте. Конечно мы уже указали, что египтянам было присуще весьма специфическое отношение к исторической истине, но все же.

В Древнем Египте на регулярной основе производилась запись важнейших исторических событий. Египтяне составляли хроники правлений различных династий. Храмы в Древнем Египте были не только центрами религиозного культа, но и хранителями исторического опыта. В храмовых архивах хранились документы, относящиеся к прошлому цивилизации. В них содержалось отображение культуры и быта, религии и политики египетского общества. Наиболее важные сведения египтяне переносили на камень, делая письмо монументальным.

Жрец Манефон
Жрец Манефон

И тем не менее, попытки обобщить собственную историю египтяне не предпринимали, не было историка, который бы взял на себя труд проанализировать совокупность имеющихся документов и записей, чтобы составить из них труд, вмещающий весь исторический опыт Египта. Историк, который предпринял попытку оказался за скобками подлинно египетского общества. В начале III в. до н.э. эллинизированный египетский жрец – Манефон по заказу правившей тогда в Египте греческой династии Птолемеев (ведутся споры при ком именно Манефон написал свой труд – при Птолемее I или Птолемее II Филадельфе) составил труд, получивший название «Египтиака». Действительно, это был труд написанный, что называется со стороны. Мы уже говорили о том, что история Египта – это всегда история «чужой» страны. И уже в труде Манефона этот тезис нашел себе яркое подтверждение. Манефон написал свой труд не на одном из вариантов египетского письма, а на греческом языке. При создании своего сочинения Манефон основывался на материалах из ряда египетских храмовых архивов (прежде всего из храмов Мемфиса и Гелиополя). Труд носил на себе печать цели, поставленной перед Манефоном Птолемеями – познакомить иноземных правителей с реалиями государства, которым им довелось править. На основе «Египтиаки» был составлен сокращенный ее вариант – «Эпитома», по сути просто перечень имен древнеегипетских царей.

Тетрадрахма с профилем Птолемея II
Тетрадрахма с профилем Птолемея II

Ни один из вариантов труда Манефона не дошел до нас в подлиннике. Сохранились лишь отдельные фрагменты, переданные более поздними писателями (Иосифом Флавием, Евсевием Кесарийским и другими). При все при этом труд Маненфона является и в этом ограниченном варианте ценным источником информации для египтологов. По сохранившимся фрагментам проверяются хронология и некоторые обстоятельства египетской истории, которые были добыты из других источников. Именно Манефон разделил историю Древнего Египта на времена правления тридцати династий (правда тут нужно сказать, что Манефон внес тем самым в историю знатный курьез – VII династию правителей, которых было около двух десятков и которые правили…семьдесят дней. Ныне почти все историки считают эту династию эфемерной и возможно никогда и не существовавшей, но ее так и не вычеркнули из привычно хронологии правлений), а также на Древнее, Среднее и Новое Царства (в это деление ученые внесли адекватные изменения, перераспределив династии, добавив Раннее царство, переходные периоды и Поздний период).

Также именно с Манефоном связываются представления о начале династической истории Египта, именно он вывел на сцену истории царя Менеса, который в дальнейшем доставил египтологам столько проблем.

От труда Манефона, как уже было сказано сохранились лишь фрагменты, приводимые более поздними авторами, упомянем некоторые из них.

Фр. 84. (Из Иоанна Лида, О месяцах, IV, 87).
Нужно подразумевать, что Манефон в своей книге о государственных праздниках говорит о том, что солнечное затмение оказывает губительное влияние на людей, их голову и живот.

Здесь мы отчетливо можем увидеть степень «научности» излагаемого Манефоном.

А теперь приведем выдержку их «Эпитом», относящуюся к древнейшей ступени истории Египта:

Фр. 1. Хроника Евсевия (Армянская версия). Династии богов, полубогов и героев.
Из египетской истории Манефона, которая заключена в трех книгах. Они касаются богов, полубогов, героев и смертных царей, которые правили Египтом до Дария, царя персов.
1. Первый человек (или бог) египтян был Гефест, который также известен среди египтян как первооткрыватель огня. Затем, его сын Гелиос (Солнце), затем Кронос, следом, по очереди - Осирис, Тифон, брат Осириса, и, наконец, Гор, сын Осириса и Исиды. Это были первые, кто получил власть в Египте. После этого царства передаются от одного к другому в непрерывной последовательности до Битеса, через 13900 лет. Год я беру лунный, то есть, состоящий из 30 дней: то, что мы сейчас называем месяцем, египтяне использовали ранее, как год.
2. После богов полубоги правили 1255 лет, затем, другая линия царей властвовала 1817 лет; потом, еще тридцать царей Мемфиса 1790 лет, а затем еще раз десять этих царей, спустя (в течении) 350 лет.
3. А после - многие лета господствовали герои, в течении 5813 лет.
4. Всего (последние пять групп) правили 11000 лет, однако это были лунные циклы или месяцы. Но, по правде говоря, целиком владычество о котором говорят египтяне - власть богов, полубогов, и Душ умерших насчитывает 24900 лунных лет, что составляет 2206 солнечных лет.
5. Теперь, если вы беспокоитесь о том, чтобы сравнить эти цифры с еврейской хронологией, вы увидите, что они находятся в полной гармонии. Египет евреи называют Mестраим, и Meстраим жил вскоре после Потопа. Ибо после Потопа, Хам, сын Ноя, родил Египта, или Местраима, кто первым утвердился в Египте, когда племена начали расходиться туда и сюда. Тогда все время, от Адама до Потопа составило, по словам евреев, 2242 года.
6. Когда древние египтяне заявляли претензии на, своего рода, прерогативу древности, что до Потопа у них была линия богов, полубогов и героев, которые царствовали в течение более чем 20000 лет, то, очевидно, следует, что эти годы должны считаться как такое же количество месяцев, что лет записано у евреев: то есть, что все месяцы, указанные у евреев, должны считаться, как и многие лунные годы египетского счета, в соответствии с общей протяженностью времени, отсчитывая от сотворения человека Местраима. Meстраим, действительно, был основателем египетского народа; и от него пошла первая египетская династия.
7. Но, если количество лет, по-прежнему, в избытке, надо полагать, что, возможно, несколько египетских царей правили в одно и то же время, ибо они говорят, что правители были царями Мемфиса, Саиса, Эфиопии, и других мест одновременно. Кажется, кроме того, что разные цари властвовали в различных регионах, и что каждая династия была только в пределах своего нома: таким образом, это не была преемственность царей - занимать трон один за другим, но несколько царей находились одновременно в различных регионах. Отсюда и возникло очень большое общее количество лет. Но оставим этот вопрос и углубимся в детали хронологии египетской истории.

На примере этого текста мы видим как поздние авторы вплетали в сведения, перенятые из Манефона библейскую линию.

Спасибо за внимание.