Найти тему
Посторонний

Гор Видал "Сотворение мира". Мысли о прочитанном

Обложка бумажного издания, которого у меня к сожалению нет!
Обложка бумажного издания, которого у меня к сожалению нет!

Как же давно я не писал отчёт о прочитанной книге! Виной ли тому жаркое лето, когда больше времени хочется быть на воздухе? Возможно. Но так же не буду исключать и свою лень. Куда же без неё.

Хотя ради справедливости всё же упомяну, что прочёл за это время ещё книгу "Апокалипсис Средневековья" Валерии Косяковой,автор удивительным образом смешивает ожидание Конца Света в XV веке, работы великого Иеронима Босха, а так же кровавую деятельность Ивана Грозного. Но книга не художественная, поэтому я решил о ней отзывов не писать... Хватило похожего обзора на Французскую Революцию!

Но вернёмся к Гору Видалу. Несмотря на такое название, роман этот - исторический, описывает древнейшую эпоху в истории Персидской империи, за пять столетий до рождения Иисуса Христа. Возможно что именно такая тёмная и неизведанная эпоха и подтолкнула меня к чтению этой книги, обычно я исторические книги не читаю, предубеждения, ну как авторы могут знать о том, что думали те или иные реально жившие люди? Вот и предпочитал полностью придуманные истории или фэнтези.

Не думал, что о подобной эпохе есть прекрасные, художественные книги! На очереди "Саламбо" Флобера,о Карфагене, давно уже лежит...
Не думал, что о подобной эпохе есть прекрасные, художественные книги! На очереди "Саламбо" Флобера,о Карфагене, давно уже лежит...

И только вечная страсть к разнообразию, а также присутствие в подборке на канале Отстань, я читаю заставило взяться за данную книгу, и я ничуть не пожалел о таком решении! Несмотря на внушительные размеры романа, а так же на то, что в бумажном виде его достать не получилось, и пришлось читать его с телефона. Что иногда было даже удобно, например, когда хотелось тут же украсть для себя какую-нибудь мысль или цитату...

Главный герой книги, старый посол Персидской империи в Афинах, он уже давно ослеп, но продолжает служить своему Великому Царю, среди его эллинских противников. И попутно он предаётся воспоминаниям, о всех тех путешествиях и странах, которые ему довелось посетить, а видел он немало! Думаю, слепота под конец его жизни, эта некая плата за всё то, что он повидал за все эти годы. От Афин до Китая, в жарких и влажных индийских лесах, Кир Спитама всегда выполнял свой долг, а так же, стремился и вернуться на родину, ближе к Великому Царю Дарию, а затем и к своему другу, Ксерксу Великому.

Спитама мог выглядеть и так, разве что чуть менее загорелым! Тоже персидский посланник из фильма "300"
Спитама мог выглядеть и так, разве что чуть менее загорелым! Тоже персидский посланник из фильма "300"

Именно о своей жизни он и повествует молодому племяннику, эллину Демокриту, так что весь роман, это ещё и его повесть, о приключениях знаменитого дяди, о его посольствах, а также, как и гласит название книги, поиске ответа - как зародилась Вселенная? Кто или что дало начало миру? И будет ли у него конец?

Такой интерес может показаться странным для простого посла, но дело в том, что дедом Кира Спитамы, был великий пророк Зороастр, основатель первой монотеистической религии, персы до принятия ислама, все и были зороастрийцами, это именно та вера, на которой и основаны знаменитые сказки тысячи и одной ночи, ведь как и любые истории и легенды, они гораздо более древние, чем кажутся.

Вечный огонь зороастрийцев, поэтому их часто называли огнепоклонниками
Вечный огонь зороастрийцев, поэтому их часто называли огнепоклонниками

Только по прихоти судьбы, Кир Спитама не стал главным зороастрийцем, а отправился налаживать торговые и дипломатические связи в далёкую Индию, а после этого, на поиски Шёлкового Пути в Китайские земли.

Гор Видал, на страницах книги, свёл пути Спитамы со многими известнейшими мудрецами того времени, чьи имена мы прекрасно знаем и сегодня. Это и Будда, и Конфуций, и Лао Цзы, а так же, менее известные Махавира и прочие учителя. Великий Царь приказал не спорить с ними о том, чья вера лучше, но слушать их и пытаться понять, и в конце концов, Спитаме это удаётся, он сохраняет веру в своего Мудрого Господа, Ахура-Мазду, но питает глубокое уважение и почтение к тому же Учителю Куну, мудрецу Конфуцию. А ведь изначально, его обучали так, что все прочие боги и верования, есть путь Лжи, что все, кто им следуют, это рабы Ахримана, персидского дьявола, и после смерти будут осуждены за это.

Спитама слушает всех, и мы вместе с ним, пред нами предстают диковинные верования и учения, и в каждой из них есть что-то такое, что можно назвать истиной, даже несмотря на то, что они все такие разные, и даже сам Спитама их не всегда понимает. К примеру идеи Будды, его полное отрешение от мира, идеи нирваны, реинкарнации и особенно, цикличности Вселенной. Для него это не круг, у мироздания есть конец, и есть начало, именно об этом начале он и спрашивает мудрецов востока. И каждый даёт ему свой ответ. Или не даёт его вовсе, ведь какое дело отрешённому Будде, до того, как родилась Вселенная? И даже до того, как она умрёт.

Кстати, в самом конце книги, юный Демокрит изложил и свою версию сотворения мира, которую можно считать и финальной для книги, но разве можно безоговорочно говорить о какой-то одной истине? Думаю нет.

Будду Спитама не оценил, возможно, счёл слишком равнодушным и высокомерным
Будду Спитама не оценил, возможно, счёл слишком равнодушным и высокомерным

Далее, скажу ещё о самом Спитаме, он простой человек своего времени, не Герой, иногда, он даже может вызвать и неприязнь, ведь по сути, он был не только послом, но и шпионом, а также совершал порой и другие, неприятные вещи. Во всяком случае, для нас, людей современных. Но на то это и история, такая уж была эпоха, и Спитама был её сыном, возможно не лучшим, но и никак не худшим.

Хотя, если бы в тексте не проскальзывало порой такое старое брюзжание, а также, пренебрежение к эллинам и возвеличивание персов, это бы добавило симпатии Киру. Но, возможно, сделало бы его ненастоящим в глазах читателей. Поэтому он с высока смотрит на греков, на их обычаи и нравы, а так же объясняя их победы самыми разными отговорками, кроме слабости самих персов, ещё бы, ведь по словам самого Спитамы "благородный перс не может врать", странные слова для посланника-разведчика. Люди ведь везде одинаковы, даже если и отличаются порой разительно.

А так, царь Леонид и его спартанцы удостоились лишь одной фразы, а битва при Саламине была проиграна только из-за предательства финикийцев и египтян. Ну, оставим всё это на совести Спитамы, его там кстати даже и не было, может быть соврали как раз ему. И именно благородные персы, чьи цари между прочим, даже на страницах романа, не всегда умирали своей смертью.

Также, не могу не сказать и о тех странах, где побывал Спитама, как же красочно и колоритно они описаны! От священного Вавилона, где ещё в то время практиковался странный обычай, каждой женщине...ну, скажем так свидетельствовать почтение богине любви Инанне. До странного и непонятного Китая. Попав туда, Спитама действительно оказывается словно в ином мире. Нет ни религии, в привычном ему понимании, учения Пути Лао Цзы, Даосизм, а также почитание традиций и старины Конфуция, выше понимания Спитамы! Нет богов - но есть небо, нет абсолютного монарха - но есть небесное право, которое этому монарху даётся... Сложно, запутанно и туманно, как и весь китайский этикет! А первое же царство, куда попал Спитама на китайской земле, до боли напоминает Китай современный, такое же тоталитарное и серое.

Отдельно скажу о волшебной Индии, благо и сам там побывал, читая описания этой страны, удивлялся, что почти также, неизменно, во многом она выглядит и сейчас! Восток воистину тот край, где время течёт по иному. Медленнее, размереннее и души переживают тысячи перерождений, лишь мир вокруг меняется мало. На это у него уходят века. Множество учений и учителей, и нет никакой нетерпимости, ни к джайнистам, ни к буддистам, истина для каждого своя, но они не навязывают эти истины огнём и мечом никому.

Гор Видал проделал фантастическую работу, я не являюсь знатоком истории того периода, но многие мудрецы того времени действительно жили именно в те года, и какой-нибудь персидский посол, вполне мог поговорить с некоторыми из них. А уж как описаны некоторые традиции и обряды! Даже пугающе чуждые. В такие моменты, книга мне напоминала роман "Пожиратели Мёртвых" Майкла Крайтона, многие знают его по фильму "Тринадцатый воин" с Антонио Бандерасом, так вот, там первая часть книги, это и есть описание реального путешествия Ибн Фадлана по нашим землям, и всё что там описано, он в самом деле видел, своими глазами.

Гор Видал, вариант не из "Симпсонов" но из жизни
Гор Видал, вариант не из "Симпсонов" но из жизни

Оказалось что и сам Видал, личность довольно известная у себя на родине. Писатель, драматург, признанный классик американской литературы, шутка ли, нашёл его даже в "Симпсонах", а это что-то да значит!