Как же давно я не писал отчёт о прочитанной книге! Виной ли тому жаркое лето, когда больше времени хочется быть на воздухе? Возможно. Но так же не буду исключать и свою лень. Куда же без неё.
Хотя ради справедливости всё же упомяну, что прочёл за это время ещё книгу "Апокалипсис Средневековья" Валерии Косяковой,автор удивительным образом смешивает ожидание Конца Света в XV веке, работы великого Иеронима Босха, а так же кровавую деятельность Ивана Грозного. Но книга не художественная, поэтому я решил о ней отзывов не писать... Хватило похожего обзора на Французскую Революцию!
Но вернёмся к Гору Видалу. Несмотря на такое название, роман этот - исторический, описывает древнейшую эпоху в истории Персидской империи, за пять столетий до рождения Иисуса Христа. Возможно что именно такая тёмная и неизведанная эпоха и подтолкнула меня к чтению этой книги, обычно я исторические книги не читаю, предубеждения, ну как авторы могут знать о том, что думали те или иные реально жившие люди? Вот и предпочитал полностью придуманные истории или фэнтези.
И только вечная страсть к разнообразию, а также присутствие в подборке на канале Отстань, я читаю заставило взяться за данную книгу, и я ничуть не пожалел о таком решении! Несмотря на внушительные размеры романа, а так же на то, что в бумажном виде его достать не получилось, и пришлось читать его с телефона. Что иногда было даже удобно, например, когда хотелось тут же украсть для себя какую-нибудь мысль или цитату...
Главный герой книги, старый посол Персидской империи в Афинах, он уже давно ослеп, но продолжает служить своему Великому Царю, среди его эллинских противников. И попутно он предаётся воспоминаниям, о всех тех путешествиях и странах, которые ему довелось посетить, а видел он немало! Думаю, слепота под конец его жизни, эта некая плата за всё то, что он повидал за все эти годы. От Афин до Китая, в жарких и влажных индийских лесах, Кир Спитама всегда выполнял свой долг, а так же, стремился и вернуться на родину, ближе к Великому Царю Дарию, а затем и к своему другу, Ксерксу Великому.
Именно о своей жизни он и повествует молодому племяннику, эллину Демокриту, так что весь роман, это ещё и его повесть, о приключениях знаменитого дяди, о его посольствах, а также, как и гласит название книги, поиске ответа - как зародилась Вселенная? Кто или что дало начало миру? И будет ли у него конец?
Такой интерес может показаться странным для простого посла, но дело в том, что дедом Кира Спитамы, был великий пророк Зороастр, основатель первой монотеистической религии, персы до принятия ислама, все и были зороастрийцами, это именно та вера, на которой и основаны знаменитые сказки тысячи и одной ночи, ведь как и любые истории и легенды, они гораздо более древние, чем кажутся.
Только по прихоти судьбы, Кир Спитама не стал главным зороастрийцем, а отправился налаживать торговые и дипломатические связи в далёкую Индию, а после этого, на поиски Шёлкового Пути в Китайские земли.
Гор Видал, на страницах книги, свёл пути Спитамы со многими известнейшими мудрецами того времени, чьи имена мы прекрасно знаем и сегодня. Это и Будда, и Конфуций, и Лао Цзы, а так же, менее известные Махавира и прочие учителя. Великий Царь приказал не спорить с ними о том, чья вера лучше, но слушать их и пытаться понять, и в конце концов, Спитаме это удаётся, он сохраняет веру в своего Мудрого Господа, Ахура-Мазду, но питает глубокое уважение и почтение к тому же Учителю Куну, мудрецу Конфуцию. А ведь изначально, его обучали так, что все прочие боги и верования, есть путь Лжи, что все, кто им следуют, это рабы Ахримана, персидского дьявола, и после смерти будут осуждены за это.
Спитама слушает всех, и мы вместе с ним, пред нами предстают диковинные верования и учения, и в каждой из них есть что-то такое, что можно назвать истиной, даже несмотря на то, что они все такие разные, и даже сам Спитама их не всегда понимает. К примеру идеи Будды, его полное отрешение от мира, идеи нирваны, реинкарнации и особенно, цикличности Вселенной. Для него это не круг, у мироздания есть конец, и есть начало, именно об этом начале он и спрашивает мудрецов востока. И каждый даёт ему свой ответ. Или не даёт его вовсе, ведь какое дело отрешённому Будде, до того, как родилась Вселенная? И даже до того, как она умрёт.
Кстати, в самом конце книги, юный Демокрит изложил и свою версию сотворения мира, которую можно считать и финальной для книги, но разве можно безоговорочно говорить о какой-то одной истине? Думаю нет.
Далее, скажу ещё о самом Спитаме, он простой человек своего времени, не Герой, иногда, он даже может вызвать и неприязнь, ведь по сути, он был не только послом, но и шпионом, а также совершал порой и другие, неприятные вещи. Во всяком случае, для нас, людей современных. Но на то это и история, такая уж была эпоха, и Спитама был её сыном, возможно не лучшим, но и никак не худшим.
Хотя, если бы в тексте не проскальзывало порой такое старое брюзжание, а также, пренебрежение к эллинам и возвеличивание персов, это бы добавило симпатии Киру. Но, возможно, сделало бы его ненастоящим в глазах читателей. Поэтому он с высока смотрит на греков, на их обычаи и нравы, а так же объясняя их победы самыми разными отговорками, кроме слабости самих персов, ещё бы, ведь по словам самого Спитамы "благородный перс не может врать", странные слова для посланника-разведчика. Люди ведь везде одинаковы, даже если и отличаются порой разительно.
А так, царь Леонид и его спартанцы удостоились лишь одной фразы, а битва при Саламине была проиграна только из-за предательства финикийцев и египтян. Ну, оставим всё это на совести Спитамы, его там кстати даже и не было, может быть соврали как раз ему. И именно благородные персы, чьи цари между прочим, даже на страницах романа, не всегда умирали своей смертью.
Также, не могу не сказать и о тех странах, где побывал Спитама, как же красочно и колоритно они описаны! От священного Вавилона, где ещё в то время практиковался странный обычай, каждой женщине...ну, скажем так свидетельствовать почтение богине любви Инанне. До странного и непонятного Китая. Попав туда, Спитама действительно оказывается словно в ином мире. Нет ни религии, в привычном ему понимании, учения Пути Лао Цзы, Даосизм, а также почитание традиций и старины Конфуция, выше понимания Спитамы! Нет богов - но есть небо, нет абсолютного монарха - но есть небесное право, которое этому монарху даётся... Сложно, запутанно и туманно, как и весь китайский этикет! А первое же царство, куда попал Спитама на китайской земле, до боли напоминает Китай современный, такое же тоталитарное и серое.
Отдельно скажу о волшебной Индии, благо и сам там побывал, читая описания этой страны, удивлялся, что почти также, неизменно, во многом она выглядит и сейчас! Восток воистину тот край, где время течёт по иному. Медленнее, размереннее и души переживают тысячи перерождений, лишь мир вокруг меняется мало. На это у него уходят века. Множество учений и учителей, и нет никакой нетерпимости, ни к джайнистам, ни к буддистам, истина для каждого своя, но они не навязывают эти истины огнём и мечом никому.
Гор Видал проделал фантастическую работу, я не являюсь знатоком истории того периода, но многие мудрецы того времени действительно жили именно в те года, и какой-нибудь персидский посол, вполне мог поговорить с некоторыми из них. А уж как описаны некоторые традиции и обряды! Даже пугающе чуждые. В такие моменты, книга мне напоминала роман "Пожиратели Мёртвых" Майкла Крайтона, многие знают его по фильму "Тринадцатый воин" с Антонио Бандерасом, так вот, там первая часть книги, это и есть описание реального путешествия Ибн Фадлана по нашим землям, и всё что там описано, он в самом деле видел, своими глазами.
Оказалось что и сам Видал, личность довольно известная у себя на родине. Писатель, драматург, признанный классик американской литературы, шутка ли, нашёл его даже в "Симпсонах", а это что-то да значит!