Сегодня хочу обсудить с вами девушек, чьи судьбы были по-своему непросты. Проблемы, с которыми сталкивались дочери священников - специфические. Тем интересней углубиться в эту тему.
"Невеста без места"
Конечно, брак был ключевым в жизни любой девушки того времени. И о любви в этом контексте часто думали в последнюю очередь. Но для наших сегодняшних героинь вопрос брака стоял особенно остро. Как, кстати, и для сыновей священников.
Почему? Давайте разбираться.
По традиции дом и земля священника после его смерти передавалась преемнику. Если сына у умершего не было, то его место считалось "закреплённым" за дочерью. И когда её выдавали замуж, то преемником становился муж. Однако такое "закрепление" полагалось только одной дочери. А что же до остальных? А остальные и становились теми самыми "невестами без места".
Дело осложнялось тем, что большинство священников жили, мягко говоря, небогато. И при этом искать жениха или невесту следовало в своём кругу. Да и ответственность на преемнике лежала не только за дом и землю - речь ведь шла ещё и о вдове и детях, которые остались после смерти отца-священника.
Всю эту сложную систему Ю. А. Бахрушин описал так, вспоминая своего учителя Закона Божьего:
"Он был типичной жертвой уродливых традиций русского священства, по которым церковный сан был не только правом, но и обязанностью узко определённой касты. Раз твой отец священник, хочешь не хочешь, а будь священником, иначе потеряешь насиженный приход, уютный домик, в котором родился и рос, да вдобавок ещё сделаешься чужим всем близким. В итоге от своих отстанешь и к чужим не пристанешь. А коли на твоё горе ты ещё второй сын, так ищи себе невесту среди единственных дочерей часто незнакомых попов, сватайся к ней и женись на какой-либо страхолюдине, а то будешь выброшен из своей среды".
Звучит, конечно, грубо, но суть проблемы описывает доходчиво.
Быть женой священника
Допустим, мужа мы нашли. Вероятнее всего - священника. К чему мы должны быть готовы?
В таком положении мало быть хорошей хозяйкой, женой и матерью. Нужно быть ещё и матушкой! А это значит - помогать мужу в его служении: быть осведомлённой в нюансах церковного богослужения и уметь их объяснить, равно как и правила поведения в церкви.
А для всего этого нужно соответствующее образование.
Вот что писала великая княжна Ольга Николаевна в 1843 году о Н.П. фон Шульц (младшей сестре Марии Леонтьевой, которая, в свою очередь, стала гофмейстериной двора великой княгини Марии Николаевны, а в 1839-1874 годах была начальницей Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища):
"Я очень полюбила её, особенно за то, что она долго жила в деревне и прекрасно знала русских крестьян и условия их жизни. Она заботилась главным образом о судьбе деревенских священников, часто очень бедных и к тому же ещё неудачно женатых. Они были обязаны жениться на девушках своей среды, таких же бедных и безо всякого образования, так что не годились в помощницы своему мужу. Если же они посещали какое-нибудь учебное заведение, то становились излишне требовательными и отчуждались от своей среду. Потребность в школе только для дочерей священников стала необходимостью".
Итак, в обществе назрела потребность в специальных учебных заведениях для дочерей священников. Как именно будут решать эту проблему?
Об этом - в следующей статье.
Спасибо за внимание!
Как боролись с ранними и поздними браками в Российской империи.
Мария Леонтьева: большая начальница, придворная дама, "осколок старины глубокой".
Одиночество в Российской империи: как урбанизация влияла на институт семьи.
Хоровод - ярмарка невест (как наши предки начинали отношения).
Из крупнейшего предпринимателя в монахи: противоречивая история Аникея Строганова.
Источники: "Русская женщина: воспитание, образование, судьба, 18 - начало 20 века" В. Пономарева, Л. Хорошилова