Не так давно все соцсети и туристические сайты начали пестреть фотографиями русских Мальдив, русских Бали и прочих там Гималаев с Каппадокиями. С закрытием границ выехать стало сложно, и путешественники начали открывать для себя удивительное и на родной земле. В старые времена все было примерно так же. Давным-давно, когда поездки на Ближний Восток считались не отдыхом, а экстримом, патриарх Никон захотел возвести под Москвой точную копию святых мест Палестины, чтобы паломники не рисковали жизнью в опасных путешествиях к Гробу Господню.
История Новоиерусалимского монастыря
Так появился Новоиерусалимский монастырь. Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплен. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из Евангелия. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха.
Конечно, сначала все постройки были деревянными, но уже в 1658 году здесь заложили Воскресенский собор, повторяющий очертания Храма Гроба Господня на Голгофе в Иерусалиме. Здесь побывал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом.
Постепенно монастырь развивался и строился, и к концу XIX — началу XX века стал одним из центров русского паломничества. Здесь даже построили гостиницы и странноприимный дом, также открылось училище. Каждый год сюда наведывалось более 35 000 паломников.
После Революции монастырь было решено убрать. Официально Новоиерусалимская обитель закрыла свои двери в 1919 году. Через пару лет здесь открылся Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб Московской губернии.
Во время Великой Отечественной войны монастырь пострадал больше, чем при советской власти. 10 декабря 1941 года минеры немецкой дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор! Рухнули купола и колокольня.
Однако в 1959 году монастырь начал возрождаться. В этом году после восстановления сооружений (кроме звонницы), там снова заработал музей. Передача монастыря церкви произошла в 1990-х годах. В 1994 году здесь был возобновлен ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. Музей «Новый Иерусалим» продолжал работать еще 20 лет, после чего, в 2014-м переехал в новое здание по соседству.
Сегодня Новоиерусалимский монастырь — свежий, светлый и сияющий после масштабной реставрации. Его золотые купола видны за многие километры. Звонница, разрушенная в Великую Отечественную и недавно восстановленная, украсилась пятнадцатью колоколами, голос которых слышен далеко в округе.
Прогулка по Русскому Иерусалиму
Ехать от Москвы на электричке примерно полтора часа. Комфортное кресло в вагоне с кондиционером скрашивает все невзгоды пути. Интернет тоже есть, так что можно найти себе занятие по душе в дорогу.
Вышла на станции Новоиерусалимская. От нее по Тропе Паломника примерно два километра. Дорога очень хорошая, можно и на велосипеде проехать, и на самокате. Конечно, и пешком тоже. Вперед идти удобно, получается под горку.
Золотые купола действительно видны издалека. Может быть, они напоминают Иерусалим, точно сказать не могу, но что-то возвышенное витает в округе. Хочется думать о вечном, пока идешь.
Когда подходишь к стенам, они поражают внушительностью. Как и у любого монастыря-крепости, они толстые, до трех метров в ширину, и до девяти — в высоту. Белые, мощные. На них есть переходы и галереи.
Пройдя ворота, попадаешь на широкий большой двор, где все удивительно живописно. Везде клумбы, напоминающие мозаику из цветов. Дорожки, выложенные плитками, небольшие архитектурные композиции. Множество лавочек, сувенирчиков. Также есть кафе с монастырской едой, где все очень вкусно.
Посреди площади доминирует огромный Воскресенский собор. Вот оно, сердце русского Иерусалима. Там можно фотографировать, но не все это делают.
Сам монастырь многоярусный. Можно подняться на Голгофу с благоуханным кипарисовым крестом, огромный купол собора, уникальный керамический иконостас справа от входа и, само собой, главная святыня Нового Иерусалима — Живоносный Гроб Господень. Это копия темницы, где томился Христос, его смертного ложа и камня, который отворили в день его воскресения.
Второй собор монастыря — это удивительная подземная церковь Константина и Елены, заглубленная на шесть метров. Спуск по лестнице в атмосфере прохлады и тишины завораживает. Внутри церкви бьет святой источник, в котором можно набрать воды — берите с собой емкости.
После того, как выйдешь из церкви, есть еще один источник. А за ним расположены дощатые мостки к реке. Река Истра здесь становится рекой Иордан.
Там паломники омываются в купели. Сначала я не хотела окунаться, потому что даже в середине июля вода была ледяная! Но женщины рядом просветили, что обязательно надо окунуться три раза. Я окунулась.
А потом мы с этими женщинами пошли поплавать. Вода чистая, потому что там много родников. У входа в воду немного илистое дно, но это ничего страшного. Те, кто действительно окунался в реку Иордан (как оказалось, среди моих спутниц такие были), говорят, что там дно еще более илистое.
Обратная дорога после окунания прошла в раздумьях о красоте русских земель и о том, что есть и в Московской области места, достойные неоднократного посещения и славящиеся своими достопримечательностями.
Галина Девятова