Найти в Дзене
INFRALEX

СОВЕТЫ АДВОКАТА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ: КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ ТЕЛЕФОННЫМ МОШЕННИКАМ

Оглавление
Александр Васанов, адвокат Практики уголовного права и процесса Инфралекс
Александр Васанов, адвокат Практики уголовного права и процесса Инфралекс

Высокие технологии упрощают нашу жизнь, однако предоставляют злоумышленникам возможности поживиться за счет доверчивых граждан. Банки тратят огромные ресурсы на создание электронных систем для предотвращения несанкционированного доступа к компьютерной информации и хищения денежных средств со счетов. Между тем, системы электронной безопасности бессильны против пресловутого человеческого фактора. Граждане, имеющие доступ к банковской или иной базе данных, не гнушаются предоставить доступ к информации злоумышленникам, которые, в свою очередь, пользуются доверчивостью простых обывателей, особенно пожилых, с целью хищения денежных средств.

Как вычислить телефонного мошенника?

В последние годы стали распространены такие виды телефонного мошенничества, как звонки из банков и правоохранительных органов. На деле же звонки поступают из совсем иных мест: колоний или же специальных преступных колл-центров, функционирующих как в РФ, так и в соседних странах.

В первом случае мошенник, как правило, представляется сотрудником службы безопасности, финансовой службы или иного подразделения банка, в котором у потенциальной жертвы открыт счет. В распоряжении злоумышленников уже имеются персональные данные, такие как номер телефона, ФИО, дата рождения, адрес, а также нередко номера счетов и банковских карт, суммы остатков по банковским счетам. Базы данных клиентов приобретаются на черном рынке у нечистых на руку сотрудников (или бывших сотрудников) банков, после чего начинается «холодный обзвон» по всем номерам в поисках жертвы. Отсутствует в таких базах и является объектом интереса мошенника трехзначный секретный код, указанный на обратной стороне банковской карточки, а также доступ к системе дистанционного банковского обслуживания (онлайн-банк). Выуживание этих сведений и является целью злоумышленников. В качестве затравки мошенники обычно сообщают о некоей операции по перечислению денежных средств, которая якобы была совершена со счета клиента, или о заявлении о смене контактного номера, которое якобы поступило в банк. На телефонном аппарате жертвы звонок может определяться как городской, мобильный или даже номер, с которого жертве обычно приходят СМС-оповещения из банка (к примеру номер 900 в случае Сбера). Благодаря современным технологиям мошенники имеют возможность выдавать свой номер на любой другой. Все это делается с расчетом на недостаточную бдительность граждан. В процессе общения с псевдо-сотрудником банка доверчивый человек сообщает ему сведения, необходимые для списания денежных средств со счета. Истории известны случаи настолько ловкой работы мошенников, что жертва не просто предоставляла им доступ к своим сбережениям, но и брала кредиты в других банках и перечисляла злодеям заемные денежные средства

Во втором случае жулик представляется сотрудником полиции, Следственного комитета или иного правоохранительного органа. Он может, опять же, обладать некоей персональной информацией о жертве, чтобы втереться к ней в доверие. Мошенник рассказывает жертве о мнимой секретной операции, которая проводится данным правоохранительным органом с целью поимки каких-либо преступников, к примеру, черных риелторов или несуществующих мошенников. Если жертва принимает на веру сказанное злоумышленником, ей может быть предложено подписать фальшивые документы, которые будут переданы третьим лицом (часто это просто курьер, не состоящий в сговоре с мошенниками). А вот документы могут быть самые различные, начиная от займа денежных средств и вплоть до договора продажи квартиры. Все сомнения будут умело развеиваться убедительными заверениями злоумышленников о том, что данные действия являются частью спланированной правоохранительными органами операции, и они фактически не имеют никакой юридической силы. Жертва также может быть убеждена злодеями в необходимости передачи крупной денежной суммы якобы с целью реализации все той же или иной аналогичной секретной операции. В результате жертва может лишиться не только денежных средств, но и подчас и иного дорогостоящего имущества – машины или квартиры. Еще одной распространенной легендой, активно используемой злоумышленниками, является рассказ о том, что родственник человека попал в беду (задержан по подозрению в совершении преступления, оказался в больнице и т.п.) и для решения проблемы срочно нужны деньги. Для убедительности мошенники могут действовать целой актерской группой и в ходе разговора передавать телефон «руководителю», «товарищу подполковнику», «главврачу больницы» или даже самому «родственнику», который будет умолять о срочном переводе. За подобным эмоциональным воздействием стоит холодный расчет, основанный на знании психологии людей, особенно пожилых. Иногда злоумышленники, поддерживающие контакт с жертвой, убеждают ее, что о звонке нельзя сообщать никому. Жертве может быть даже указано на то, что в случае разглашения конфиденциальной или секретной информации она может быть привлечена к уголовной ответственности.

Как вести себя во время разговора с незнакомым человеком?

Чтобы обезопасить себя от возможных неприятностей, нужно следовать главному правилу – если звонок поступает якобы из банка или из некоего правоохранительного органа, то со звонящим ни в коем случае вступать в диалог и сообщать ему какую-либо информацию вообще. Необходимо узнать у звонящего место его работы, подразделение, должность и ФИО, после чего разговор должен быть окончен вопреки возражениям звонящего. Если звонящий не является мошенником, то все указанные данные он сообщит.

Далее, следует позвонить по номеру, указанному на банковской карте, в банк, из которого якобы звонили, и рассказать о ситуации. Если такой сотрудник действительно работает в банке, то гражданина с ним соединят, и разговор можно будет продолжить.

Если же звонил якобы сотрудник правоохранительного органа, то нужно узнать в интернете или у родных и близких лиц контакты указанного звонившим лицом правоохранительного органа и позвонить туда. Если такой сотрудник в подразделении имеется, то гражданину сообщат способ связи с ним.

Какую информацию нельзя сообщать собеседнику?

Ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать никому секретный трехзначный код, указанный на банковской карточке. Данный код нельзя также называть, если псевдо-сотрудник банка переключит гражданина на якобы специальную электронную систему.

Также нельзя называть и коды, которые приходят в СМС, тем более, если в СМС содержится специальное на это указание. Нельзя также вводить секретный код или коды из СМС-сообщения посредством телефонного аппарата в тоновом режиме или каким-либо иным образом.

Не следует сообщать звонящему вообще какую-либо информацию о себе - ни ФИО, ни дату рождения, ни адрес, ни тем более сведения, относящиеся к счетам в банках. Подобную информацию гражданин может сообщать только при личном звонке в банк или при личной явке в отделение банка.

Разговор не следует поддерживать еще и по той причине, что голос жертвы и сказанные ей фразы могут быть записаны электронным устройством и опять же использованы злоумышленниками для доступа к банковской системе, имеющей защиту, реализуемую путем использования биометрических данных. И, конечно же, следует воздержаться от переводов денежных средств по ранее неизвестным реквизитам на основании только лишь телефонного звонка.

Как составить заявление по факту мошенничества по телефону?

Если гражданин все же стал жертвой мошенничества, и его имущество было похищено, то ему следует обратиться в полицию. Если были похищены деньги со счета, то следует обращаться в территориальное управление МВД по месту нахождения отделения банка, в котором открыт счет, с которого были похищены денежные средства. Если мошенникам были переданы денежные средства, то в территориальное управление полиции по месту фактической передачи похищенного имущества.

В случае возникновения затруднений при определении надлежащего территориального подразделения полиции заявление может быть подано, к примеру, в управление полиции по городу или области, впоследствии заявление будет направлено сотрудниками органа в подразделение по территориальной подследственности.

В заявлении следует максимально подробно описать ситуацию, при которой было похищено имущество. Необходимо указать, где, когда и при каких обстоятельствах произошло хищение имущества, с каких номеров телефонов осуществлялись звонки или СМС-сообщения и иные обстоятельства. К заявлению желательно приложить скрин-шоты экрана мобильного аппарата с отображением СМС-сообщений, журнала звонков и иной значимой информации.

Многие детали со временем забываются, поэтому подробное изложение всех деталей в письменной форме позволит не только структурировать мысли, но и сохранить их для будущего, когда они непременно начнут забываться.

Однако перспективы даже верно составленного заявления, к сожалению, весьма туманны. Телефонные мошенничества крайне редко выявляются правоохранительными органами, что связано с технической сложностью расследования, а также с большой территориальной удаленностью жертвы и преступника. Чаще всего после возбуждения уголовного дела производство по нему приостанавливается за неустановлением преступника, а иногда полицейские и вовсе по надуманным предлогам отказываются принимать заявление или возбуждать бесперспективное уголовное дело. Поэтому в случае хищения крупных сумм денежных средств для защиты интересов потерпевшего может потребоваться помощь адвокатов.

Помимо подачи заявления о преступлении целесообразно также обратиться в банк, сообщить о мошенничестве и при необходимости осуществить блокировку карточек и счетов, к которым получили доступ преступники.

Какая ответственность предусмотрена за телефонное мошенничество?

Лицо, совершившее хищение имущества с использованием обмана или злоупотребления доверием, т.е. мошенничество, подлежит привлечению к административной или уголовной ответственности. Если размер похищенного не превышает 2,5 тысяч рублей, то содеянное охватывается статьей 7.27 КоАП РФ, предусматривающей административное наказание в ареста до 15 суток или обязательных работ 120 часов. Для тех, кто смог похитить больше, уготовлена уголовная ответственность по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»), предусматривающей наказание вплоть до лишения свободы сроком до двух лет. Если ущерб гражданину был причинен значительный, а также при превышении стоимости похищенного суммы в 250 или 1 млн. рублей, а также если в совершении преступления участвовало несколько злоумышленников срок тюремного заключения для мошенников может составлять вплоть до десяти лет.

Насколько реально получить компенсацию жертве мошенника?

В случае вынесения судом обвинительного приговора потерпевший гражданин имеет право на возмещение причиненного вреда за счет осужденных лиц. С учетом того, что преступления подобного рода раскрываются далеко не в каждом случае, а в случае осуждения преступников похищенное имущество к тому моменту уже может быть ими потрачено или надежно спрятано, перспектива полного возмещения ущерба, причиненного преступлением, представляется весьма туманной.

Как обезопасить пожилых людей от телефонных мошенников?

К сожалению, чаще всего жертвами телефонных мошенников становятся пожилые люди, в отличие от молодых людей, привыкшие безоговорочно верить правоохранительным и иным официальным органам и учреждениям. Вероятность того, что пожилой человек попадет под психологическое влияние злоумышленника, весьма высока. Чтобы снизить вероятность совершения мошенничества в отношении таких людей, следует им объяснить, что единственное, что они могут сделать, если им позвонил человек, представившийся сотрудником банка, какой-либо коммерческой организации, правоохранительного или иного государственного органа или учреждения - это узнать данные звонящего и место его работы, а затем прекратить разговор. Указанную информацию пожилой человек может передать кому-то из знакомых или родственников, которые имеют возможность перепроверить поступившую информацию и разобраться в данной ситуации.

Популярные вопросы и ответы

Совершают ли настоящие сотрудники банков звонки гражданам или все, кто представляются сотрудниками банков – мошенники?

Как и любые иные организации, банки иногда совершают обзвоны потенциальных и действующих клиентов с целью предложения новых услуг - кредитов, новых счетов или иных, однако данные сотрудники не имеют права требовать от собеседника предоставления персональной информации, и тем более, данных банковской карты.

В каких случаях сотрудники правоохранительных органов звонят гражданам?

Звонки сотрудников правоохранительных органов гражданам, как правило, связаны с вызовом последних по месту нахождения такого учреждения для производства каких-либо мероприятий. Информация, которую сотрудник получает от гражданина, должна быть задокументирована, поэтому общение между ними и фиксирование информации происходит при личной встрече, и, как правило, в рабочем кабинете (а не на проходной, к примеру). Точно так же любое участие гражданина в каких-либо специальных (оперативных или следственных) мероприятиях, проводимых официальными лицами, всегда документально оформляется.