История траншейных экскаваторов Parsons ladder-type trenching machine
По планам всех готовившихся к мировой войне стран в начале 10х годов двадцатого века она должна была стать войной маневра - десятки тысяч лошадей, сотни тысяч пехотинцев, тысячи подвод с пушками мигрируют и маневрируют по європейському континенту, иногда сталкиваясь в яростных сражениях. Удивительно, что при этом любая механизация воспринималась как дополнение, никто не рассматривал перевозку пехоты на автомобилях, воздушную разведку и перетягивания тяжелых орудий тракторами в больших объемах. Как обычно все оказались не правы - только один конфликт из всех был похож на то, к чему готовились - серия войн на территории бывшей Российской империи, известных в истории как Гражданская война в России, и к концу боевых действий в ней принимали участие сотни тысяч боевых машин всех типов и видов, в том числе и инженерных.
Европу от Бельгии до Швейцарии и от Балтики до Черного Моря перегородили траншеи. Если кажется, что траншее нужны только для укрытия пехоты на время обороны, то это далеко не так, траншее нужны для: отвода сточных вод, прокладки водо и топливопроводов, прокладки электрических и телефонных кабелей, прокладки военных железных дорог, создания противотанковых заграждений. Самый простой способ решения трудоёмкой работы по отрывке рвов и траншей это конечно нанять миллион рабочих, но где их взять и как их кормить? Миллион китайцев мог бы решить проблему, но завезти удалось существенно меньше и они активно помогали на вспомогательных работах во Франции. Решение лежало за океаном - траншейные экскаваторы. Еще в 1902-м году для осушения Большого Черного Озера, огромного болота в центре САСШ был разработан траншейный роторный копатель Бакай. К 1910 году экскаватор Бакая стал на гусеницы и выпускался сотнями штук в год.
Попытки использования в армии экскаваторов Бакай были неудачными, скорее всего из-за сложности установки и несвоевременности применения. Гораздо более успешными стали цепные экскаваторы Парсонс, которые закупали для своих нужд войска во Франции и России. Экскаватор Парсонса был разработан в 1904-м году, немного позднее, чем был показан первый действующий Бакай. Во многом машины были похожи - полугусеничное шасси и консольно вывешенный многоковшовый рабочий орган. Отличия были только в типе рабочего органа - у Бакая это была круглая рама, а у Парсонс - продолговатая конструкция типа эллипс и размещением ковшей на цепи. Цепная схема была более гибкой и проще позволяла делать агрегат различной длины, тогда как у роторных экскаваторов при этом рос диаметр рабочего инструмента. .
В 1904-м году для выпуска патентованных цепных мелиоративных экскаваторов был открыт завода в городе Ньютон в Айове (Newton, la) - GW Parsons Co. В 1913-м Парсонс продал свою фирму с условием сохранения имени The Parsons Co. Во время Первой мировой войны фирма Парсонс поставляла во Францию траншейные экскаваторы и драглайны для работы в портах и на каналах.
Для военных наибольший интерес представляли экскаваторы Парсонса типа К-0, которые можно было использовать для отрывки полевых укреплений и прокладывания телеграфных линий.
Parsons ladder-type trenching machine type K-0/Машина Парсонса тип К
Страна производитель: САСШ
Год выпуска: 1914-1918
Количество: 22 (Заказ в Россию)
Боевая масса: 17 тонн;
Инженерные возможности по отрывке траншеи: шириной 3½ фут (106,7 см), глубиной 8 фут (244 см)
Двигатель: 60 л.с.
Российское военное ведомство озаботилось механизацией инженерных войск в январе 1915 года, когда отправили представителя ГВТУ в Америке военного инженера полковника С.Ф. Балдин по американским заводам для выбора экскаваторов экскаваторов. Силуан Фемистоклович посетил заводы «Остин-Вестерн» (Austin-Western, «Парсонс» (Parsons) и «Бьюсайрус» (Bucyrus). По итогам испытаний ГВТУ закупило 12 экскаваторов на гусеничном ходу типа «Парсонс» и шесть комплектов запасных частей к ним за 31440 долларов САСШ на условиях франко-порт Владивосток.
Экскаваторы прибыли во Владивосток в конце августа 1915 в разобранном виде и отправлены в Москву. Первые собранные в Москве машины летом 1916 г. направили в составе вновь сформированных тракторно-экскаваторных отделений на Северный фронт. Из 12 экскаваторов четыре машины остались в Луге в распоряжении Северного фронта, одна находилась в Дриссе на Западном фронте и четыре — в Киеве на Юго-Западном фронте. Ещё три экскаватора так и не были собраны окончательно. Второй партией было закуплено ещё 10 машин, они шли через Архангельск и в Москву не попали.
В Москве параллельно со сборкой готовили специалистов по обслуживанию машин - фактически экипажи. Всего планировалось обучить 24 солдата-специалиста, по 2 на машину, остальной расчет формировать из нижних чинов на месте. Для обучения отбирались образованные солдаты специально отобранные в Московском военном округе.
Как инженерная машина экскаваторы Парсонс были очень хороши, но вот для боевого применения именно в армии они не были особенно подготовлены. Одно дело, когда экскаватор массой в 17 тонн годами работает на одном болоте, проводя мелиорационные работы, совершенно другое быть использованным на постоянно меняющемся фронте. Тактическая мобильность, особенно учитывая отсутствие средств транспортировки была очень низкой. Переброска с одного участка на другой требовала разборки и сборки и было очень сложным.
Тем временем во Франции были разработаны экскаваторы системы Леграна на автомобильном шасси, которые конечно не могли быть использованы в болоте, зато во всём остальном превосходили полугусы от Парсонс. По планам ГВТУ их даже должны были начать выпускать на Путиловском заводе, но октябрь 1917-го поставил на всех планах "крест". Вместо приобретения Константинополя и проливов империя потеряла огромные территории, которые не были возвращены полностью даже в 1945-м. Через 50 лет после Парсонсов на вооружение инженерных частей поступили уже новые траншейные экскаваторы на танковом шасси - БТМ-ТМГ-2.
Другие статьи о ранних американских машинах:
Роторный траншейный экскаватор на гусеницах. Buckeye Tracked Ditcher. 1907. В армии не пригодился.
Роторный траншейный экскаватор на пару. Buckeye Steam Traction Ditcher. 1894.
Винтоход Пиви. Peavey Snow Locomotive. 1900-1907. Применения не нашел.
3.4. Lombard Steam Log Hauler - Рождение гусениц. 1901
Hornsby Chain Track Tractor - Часть 1. Полудизель на гусеницах. 1904
George Minniss (Паровой гусеничный трактор, 1869) - Гусеничный трактор до нашей эры
Phoenix Centipede log hauler - гусеничный паровоз. 1904
Гусеницы Бимонда. Часть 2. Frank Beamonds Tracked Motor Lorry. 1908-1909
Источник:
Станислав Кирилец, Геннадий Канинский. "МЕХАНИЗАЦИЯ «СТРОЙБАТА» РУССКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРМИИ". Публикация Техника и вооружение
Форум RCforum.ru