Здравствуйте! Не успел открутиться обзор первого номера за 1962 год, как подоспел обзор номера второго. Вижу по комментариям, что уже сформировалась, хоть и небольшая, группа постоянных читателей обзоров, и это меня одновременно радует и стимулирует на продолжение проекта. Еще бы — приятно же сознавать, что твоя работа важна и ее ждут с нетерпением, а читают с удовольствием.
Итак, №2 за 1962 год. Должен сказать, что выпуск оставил у меня несколько двойственное впечатление. С одной стороны - явные, безоговорочные «хиты», с другой - несколько довольно невыразительных, шаблонных произведений. Но пойдем по порядку.
1. Аркадий и Борис Стругацкие, «Генеральный инспектор». Главы из повести «Стажеры». Конкретно - «Эйномия. Смерть-планетчики» и «Бамберга. Нищие духом». Думаю, отдельно представлять эти эпизоды нет необходимости. Один из главных «гвоздей номера». Отмечу только характерный выбор редакции — эпизоды выбраны как противопоставление ученых с Эйномии, будущих людей мира Полудня, чистых сердцем, искренних и трудолюбивых, и корыстолюбивых, алчных единоличников-старателей с Бамберги, так сказать, пережитков уходящего в прошлое мира наживы. Впрочем, это все равно гениальные Стругацкие, что тут добавишь?
Дальше идут четыре рассказа, чьих авторов я не хочу обидеть, но… После Стругацких читаются они, прямо скажем, без особого восторга.
2. Ю. Васильев, «Брод». Революционно-патриотический рассказ о том, как старожилы Онежской губы, пройдя старыми тропами монахов, вызвали подмогу и захватили в плен проклятых британских интервентов. Честно говоря, когда рассказ начался с раскола, настоятеля Соловков и штормовой погоды, я предвкушал средневековую историю… Но оказалось куда более предсказуемо.
3. Т. Тихова. «Ветер в горах». Гибрид производственного рассказа о романтике геологов (прямо обязательный элемент в первые годы «Искателя», как я посмотрю) и погранично-шпионской истории. Отважные геологи помогают задержать коварных агентов иностранной разведки в предгорьях Памира. Формально даже детективный вроде бы сюжет, хотя все понятно с самого начала.
4. Е. Федоровский, «Ты будешь летать, дружище!». Довольно трогательный рассказ о попавшем в трудную ситуацию экипаже летающей лодки. Героический юных механик, пробившийся в летный состав спасает всех от верной гибели… Честное слово, я хоть и ерничаю, но не над самой идеей, а над стандартностью и непритязательностью рассказа.
5. В. Смирнов, «1 день на Безымянном». Еще один «производственный рассказ» об отважных и трудолюбивых покорителях Сибири. Спасение оставленного на безымянном ангарском островке сломанного трактора. Вот.
6. Джон Диксон Карр, «Джентльмен из Парижа». Второй «гвоздь номера». Своего рода оммаж заслуженного мастера детективного жанра фактическому основателю этого жанра Эдгара Аллана По. Нехарактерный для Карра рассказ, написан скорее в стиле По, но тем не менее очень изящный, а в чем, собственно, заключается дань памяти автору «Золотого жука» и «Убийства на улице Морг», я вам не скажу, поскольку нельзя же раскрывать сюжет детективной истории. Скажу только, что в финале вас ждет двойная неожиданность.
7. Лев Успенский, «Блохолов» (Рубрика «Листая старые страницы»). Очаровательный рассказ патриарха советской литературы — детской, приключенченской, научно-популярной, научно-фантастической. Чудак профессор, одержимый энтомологией настолько, что войны и революции проходят мимо него, в итоге совершает важнейшее открытие. Пересказывать бессмысленно, надо читать — кто читал Успенского, тот поймет.
Как я уже и говорил, впечатление от номера — смешанное. Три отличных произведения, несколько рассказов довольно «среднего» уровня и - то, что осталось за рамками обзора — внушительный объем научно-популярного и очеркового материала, хотя на обложке написано "фантастика и приключения". Путь к популярности продолжается...