1. Статья действительно старая, 2013 год. Автор Дмитрий Борисович Сандаков, доцент кафедры физиологии Белорусского государственного университета. Она уже перепечатывалась другими коллегами. И имела разные отзывы, в том числе резко отрицательные, но, что самое важное, отрицательные отзывы были не совсем пустые, а аргументированные.
2. Эта статья перекликается с моей статьёй «Если бы директором ЦРУ был я…». Точнее, у меня это не статья, а коротенькое видео от 27 февраля в моем блоге. Только цитированная статья более резко сформулирована, что меня восхитило. И не только, меня, но и многих посетителей моего блога!
3. В чём я вижу причину успеха?
Во-первых, времени прошло много, а маразм только крепчает. А народ всё серчает, да серчает.
Во-вторых, я привлёк очень ехидные карикатуры.
Однако в процитированной мною статье есть место, с которым я категорически не согласен, причём не согласен давно.
Вот это место:
«Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения».
Дело в том, что ещё в 60-е годы нейрофизиологи совершенно убедительно доказали, что знания гораздо лучше прикрепляются к положительным эмоциям, а не к отрицательным.
По этому поводу был целый ряд ссылок в трудах нашего П.В. Симонова, члена-корреспондента АН СССР. В тех трудах, где он рассматривал информационную природу эмоций. В те годы, в 60-е и немного позже, в западных вузах и вузах Японии царило свирепое насилие над студентами. Об этом, в частности, рассказывал профессор В. Б. Брагинский после первого посещения США в 1968 году. В наших передовых вузах типа физфака МГУ насилия тоже хватало, но как обычно «суровость российских законов компенсировалась необязательностью их исполнения». Но мало-помалу работы корифеев-нейрофизиологов пробили путь к умам западных педагогов, поскольку они были на английском языке. И на Западе развернулась либерализация образования.
Путь этот был извилист, но хорошие ходы всё-таки были найдены.
Так что с насилием в образовании всё не так однозначно!
Я знаю чётко: если преподаватель правильно себя ведёт, он может так мотивировать студентов, что они добровольны примут на себя вызовы, которые вы никаким насилием принять не заставите. А вот когда студент добровольно принял вызовы, вот тут уж учёба идет «не по-детски»!
Я последнее время работал в системе ССО. Это ребята, сбежавшие от тягот ЕГЭ в ССО.
Мои последние наработки более всего пригодны именно для этой категории студентов.
Компьютерное тестирование с помощью собственноручно разработанных тестов я делал также и в вузе, с полного одобрения начальства, которое ни в коей мере нельзя было отнести к категории «враги народа».
Я никогда не получал зарплату уборщицы или дворника. Ну, разве только, если дворник работал на 2, 5 ставки.
Что меня печалит? Я ни разу не революционер, никогда не призывал на баррикады и не призову. Я даю конкретные предложения, которые почти бесплатно облегчают, жизнь.
Но нет, публике нужны враги и революция!
Волнительные вздохи о Сталине я не разделяю. Про его эпоху знаю много. Однако, и очень я далёк от того, чтобы истерить по поводу того, что Сталин палач. Как мог, так и строил. Ошибок было много. Очень дорого, но результат налицо!
Давайте аргументированную критику моих предложений!