Найти тему

Мой ответ читателям статьи «о развале высшего образования».

1. Статья действительно старая, 2013 год. Автор Дмитрий Борисович Сандаков, доцент кафедры физиологии Белорусского государственного университета. Она уже перепечатывалась другими коллегами. И имела разные отзывы, в том числе резко отрицательные, но, что самое важное, отрицательные отзывы были не совсем пустые, а аргументированные.

2. Эта статья перекликается с моей статьёй «Если бы директором ЦРУ был я…». Точнее, у меня это не статья, а коротенькое видео от 27 февраля в моем блоге. Только цитированная статья более резко сформулирована, что меня восхитило. И не только, меня, но и многих посетителей моего блога!

3. В чём я вижу причину успеха?

Во-первых, времени прошло много, а маразм только крепчает. А народ всё серчает, да серчает.

Во-вторых, я привлёк очень ехидные карикатуры.

Однако в процитированной мною статье есть место, с которым я категорически не согласен, причём не согласен давно.

Вот это место:

«Общая идея. Обучение человека чему-то новому в большинстве случаев вызывает сопротивления. Поэтому насилие есть неотъемлемый элемент любого эффективного образовательного процесса. Отсутствие насилия резко снижает эффективность обучения».

Дело в том, что ещё в 60-е годы нейрофизиологи совершенно убедительно доказали, что знания гораздо лучше прикрепляются к положительным эмоциям, а не к отрицательным.

По этому поводу был целый ряд ссылок в трудах нашего П.В. Симонова, члена-корреспондента АН СССР. В тех трудах, где он рассматривал информационную природу эмоций. В те годы, в 60-е и немного позже, в западных вузах и вузах Японии царило свирепое насилие над студентами. Об этом, в частности, рассказывал профессор В. Б. Брагинский после первого посещения США в 1968 году. В наших передовых вузах типа физфака МГУ насилия тоже хватало, но как обычно «суровость российских законов компенсировалась необязательностью их исполнения». Но мало-помалу работы корифеев-нейрофизиологов пробили путь к умам западных педагогов, поскольку они были на английском языке. И на Западе развернулась либерализация образования.

Путь этот был извилист, но хорошие ходы всё-таки были найдены.

Так что с насилием в образовании всё не так однозначно!

Я знаю чётко: если преподаватель правильно себя ведёт, он может так мотивировать студентов, что они добровольны примут на себя вызовы, которые вы никаким насилием принять не заставите. А вот когда студент добровольно принял вызовы, вот тут уж учёба идет «не по-детски»!

Я последнее время работал в системе ССО. Это ребята, сбежавшие от тягот ЕГЭ в ССО.

Мои последние наработки более всего пригодны именно для этой категории студентов.

Компьютерное тестирование с помощью собственноручно разработанных тестов я делал также и в вузе, с полного одобрения начальства, которое ни в коей мере нельзя было отнести к категории «враги народа».

Я никогда не получал зарплату уборщицы или дворника. Ну, разве только, если дворник работал на 2, 5 ставки.

Что меня печалит? Я ни разу не революционер, никогда не призывал на баррикады и не призову. Я даю конкретные предложения, которые почти бесплатно облегчают, жизнь.

Но нет, публике нужны враги и революция!

Волнительные вздохи о Сталине я не разделяю. Про его эпоху знаю много. Однако, и очень я далёк от того, чтобы истерить по поводу того, что Сталин палач. Как мог, так и строил. Ошибок было много. Очень дорого, но результат налицо!

-2

Давайте аргументированную критику моих предложений!