В России могут остановить программу льготного автокредитования, как минимум в августе. Причина — дефицит машин. Машин нет, а спрос есть. Причем ажиотажный, продажи превышают показатели допандемийного 2019 года. На льготное автокредитование было выделено 5 млрд руб., но чиновники по данным СМИ, отозвали выделенные банкам лимиты финансирования. В рамках программы бюджет компенсирует 10% авансового платежа за машину стоимостью до 1,5 млн руб., в основном механизм ориентирован на модели АвтоВАЗа.
В то же время участники рынка считают правильным изменить механизм программы и перейти к старому формату господдержки — субсидировать ставку по кредиту вместо скидки на машину, так как сегодня льготы дополнительно ускоряют рост цен на бюджетные автомобили. Прежний механизм работал более четко, говорит ведущий эксперт отдела анализа банковских услуг Банки.ру Инна Солдатенкова.
– Когда субсидировалась часть ставки – это было более эффективно, потому что заёмщики на деле видели конкретную экономию ставки. А этот механизм, который предполагает скидку на первоначальный взнос, многим непонятен и экономия не такая, как если бы была снижена ставка по кредиту. Потому что сейчас возникала такая ситуация: многие брали этот льготный кредит, не имея потребности в нём. То есть, они знали, что, если купят машину с использованием автокредита, то им предоставят беспроцентную скидку на первоначальный взнос. Из-за этого те люди, которые и так в принципе могли купить машину, оформляли автокредит и потом его досрочно гасили.
Пока есть дефицит автомобилей на рынке, льготное автокредитование не нужно, о возможных сроках запуска программы мы спросили у вице-президент Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" Олег Мосеев.
– Когда мы придём к точке, когда начнётся обратная сильная тенденция, начнутся затоваривания складов, а с учётом роста цен на автомобили спрос сейчас имеет обратную кривую. Как только закончится дефицит автокомпонентов, производители решат проблему с производством – в этот момент хотелось бы, чтобы государство посмотрело, как поддержать спрос. Скорее всего, это произойдёт не в этом году, потому что все крупнейшие производители полупроводников выпустили анонсы, что смогут удовлетворить потребности в мировой автоотрасли только в следующем году. Скорее всего, это будет лето 2022 года.
Кроме того, Российские банки стали чаще отказывать в кредитах на автомобили. Так, Уровень одобрения заявок на такие займы в июне снизился до 37%, следует из статистики Национального бюро кредитных историй. Среди причин называется желание банков выдавать ссуды заёмщикам хорошего качества; увеличение спроса на такие займы из-за ускоряющейся инфляции и роста ставок; а также экономия на комиссионном вознаграждении. Кредиты на машину пользуются спросом. У половины российских семей нет автомобиля. Более чем у 50% из них нет денег на покупку машины.