В истории многих греческих островов, которые ассоциируются у туристов исключительно с безоблачным счастьем, на самом деле немало драматичных моментов. А у острова Хиос, который расположен в Эгейском море почти у берегов Турции и считается родиной всей эгейской культуры, судьба не просто весьма трагическая, а страшная. И, тем не менее, местным грекам удалось сохранить свою главную православную святыню – монастырь Неа Мони.
Хиос был заселен еще три тысячи лет назад. В восьмом веке до нашей эры тут – предположительно - жил Гомер (за право считаться его родиной еще с античности спорят, как минимум, семь мест), а на местных каменоломнях добывали мрамор для строительства античных храмов. В самом начале одиннадцатого века на острове произошло чудо. Монахи Иоанн, Никита и Иосиф, жившие в пещере, однажды заметили на склоне холма Пранатейон, среди зелени деревьев, необычное сияние. Приблизившись, они обнаружили его источник: на ветвях горящего мирта висела икона Богоматери. Тогда монахи построили на месте обретения иконы маленькую часовню, а затем рассказали сосланному на остров Лесбос Константину Мономаху из Македонской императорской династии о своем видении, навеянном чудесной иконой: Константин станет императором. Тот пообещал: если пророчество сбудется, он построит на месте скромной часовни большую церковь во имя Пресвятой Девы, - и слово свое император сдержал.
В 1043 году византийский император Константин IX Мономах вместе с супругой Зоей и ее сестрой Феодорой основал в самом центре Хиоса христианский храм, главный неф которого был открыт для богослужений в 1049-м, а еще через шесть лет, уже после смерти Константина, - завершена вся структура церкви восьмиугольной формы так называемого «островного» типа, которая встречается на Хиосе и Кипре. Со временем рядом с кафоликоном – соборным храмом, посвященном Деве Марии (там и хранилась чудом обретенная монахами икона) - были построены церкви Креста Господня и великомученика Пантелеймона, а также монашеские кельи, трапезная и подземное водохранилище – цистерны. Так возник монастырь, который без затей назвали «Новым» - Неа Мони.
Основав монастырь, Константин Мономах предоставил ему право взимать налог со всех евреев, живших на Хиосе, также император дал обители автономию. Благодаря независимости от высших церковных и светских властей, а также гарантированному доходу Неа Мони быстро развивался, богател и распространял свое могущество все дальше. В 1300 году он владел примерно третью всех хиосских земель и был пристанищем для 800 монахов.
Отделкой стен и полов обители занимались лучшие мастера, а украшением монастыря - лучшие художники империи. До наших дней дошли потрясающие мозаики на библейские сюжеты, в которых щедро использован золотой цвет. Аскетические восточные лица, удлиненные фигуры, членение одеяний с помощью тонких золотых линий – все указывает на высокий византийский стиль. Ученые сходятся во мнении, что руководили мозаичными работами мастера из Константинополя, но поскольку они привлекали местных мозаистов, те внесли в убранство немалую долю хиосского колорита. Мозаичный цикл Неа Мони представляет собой целостное художественное произведение на тему искупления через пришествие в мир Сына Божия и его страдания.
В первую очередь благодаря бесценным мозаикам в 1990 году Неа Мони был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с пояснениями: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» (византийские мозаики Македонской династии) и «Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории» (Неа Мони - один из крупнейших архитектурных памятников средневизантийского периода).
В этом году Греция отпраздновала большую историческую дату: 200 лет Греческой Революции – войны за независимость против османского владычества. Греки изнывали под гнетом турок 400 лет, и Хиос, который находился прямо у берегов Малой Азии, пострадал от них, пожалуй, больше всех прочих греческих островов и городов. После того, как 25 марта 1821 года началась Греческая Революция, османы принялись жестоко подавлять все антитурецкие восстания. Греческого патриарха Григория V повесили на воротах Константинопольской епархии – для устрашения народа. Всех, кто сочувствовал революционерам, немедленно казнили. Часто греков уничтожали целыми селами безо всякой причины – просто по национальному признаку: это был самый настоящий геноцид.
Именно такое массовое убийство случилось на Хиосе 11 апреля 1822 года. Оно вошло в историю под названием «Хиосская резня». Турки устроили ужасную расправу над 115 тысячами православными жителями острова. Примерно 25 тысяч из них были убиты, 45 тысяч – проданы в рабство, 23 тысячи – бежали с острова (в том числе – и на остров Псара, где резня случилась годом позже). По приказу своего паши османы убивали детей до трех лет, всех лиц мужского пола старше двенадцати лет и женщин старше сорока лет. После той бойни на острове осталось всего две тысячи греков.
Люди пытались укрываться в церквях и монастырях, которых на острове было предостаточно. За стенами Неа Мони спряталось несколько тысяч женщин с маленькими детьми и стариков. Турки ворвались в монастырь и зверски убили более четырех тысяч человек – прямо на византийских мозаиках и под храмовыми сводами. Сам монастырь подожгли, и пожар уничтожил библиотеку, архив, иконостас, повредил мозаики в восточной части кафоликона. Монастырская стена, построенная в византийский период, была разрушена. Сильное землетрясение, которое случилось через шестьдесят лет после Хиосской резни, обратило в руины несколько построек Неа Мони и обрушило колокольню 1521 года постройки.
Это были не последние несчастья, обрушившиеся на Хиос и монастырь Неа Мони. Во время Малазийской катастрофы 1919-1923 годов на острове снова убивали и пытали православных греков, затем Хиос стал перевалочным пунктом для потоков греческих беженцев из Малой Азии. А сам остров после всех этих событий остался почти необитаемым. Только после 1923 года на Хиосе начали селиться греческие беженцы из Ионии. Жизнь постепенно брала свое, хотя в самом монастыре она угасла. В 1952 году мужской монастырь был преобразован в женский, а к началу 2000-х годов в нем почти невозможно было встретить и монахинь.
Но мозаики, древний мрамор и стены, которые видели так много, остались и, дай Бог, сохранятся еще надолго.