Найти в Дзене
ВТБ Страна

Сколько стоила самая дорогая картина Малевича?

Сегодня основная часть коллекции работ Казимира Малевича хранится в Амстердаме. Это наиболее полное собрание рукописей и супрематических работ, значительно, увы, превосходящее коллекцию в музеях России. Где сейчас хранится работа, проданная на аукционе Sotheby's за рекордные $85 812 500 в мае 2018 года, доподлинно неизвестно, однако точно можно сказать, что она была приобретена для частной коллекции. Что это за картина и почему именно она стоила так дорого? Тут требуется небольшая предыстория. Именно супрематизм стал вершиной творчества и основой разработанной Малевичем философии, а позже превратился в одно из центральных направлений русского авангарда. Когда и как Малевич приходит к супрематизму? В 1915 году открывается выставка «Трамвай В». Она становится своеобразным утверждением заумного искусства и первой футуристической выставкой вообще. На ней декларировалось, что художник более не должен копировать окружающую действительность, фотографическая точность больше не являлась мерилом

Сегодня основная часть коллекции работ Казимира Малевича хранится в Амстердаме. Это наиболее полное собрание рукописей и супрематических работ, значительно, увы, превосходящее коллекцию в музеях России. Где сейчас хранится работа, проданная на аукционе Sotheby's за рекордные $85 812 500 в мае 2018 года, доподлинно неизвестно, однако точно можно сказать, что она была приобретена для частной коллекции. Что это за картина и почему именно она стоила так дорого? Тут требуется небольшая предыстория.

Именно супрематизм стал вершиной творчества и основой разработанной Малевичем философии, а позже превратился в одно из центральных направлений русского авангарда.

Когда и как Малевич приходит к супрематизму? В 1915 году открывается выставка «Трамвай В». Она становится своеобразным утверждением заумного искусства и первой футуристической выставкой вообще. На ней декларировалось, что художник более не должен копировать окружающую действительность, фотографическая точность больше не являлась мерилом таланта. Именно здесь Малевич представляет 16 работ, среди которых, в частности, «Дама у афишного столба» и «Швейная машина». В каталоге к выставке подписи к части картин гласили: «Содержание картин автору неизвестно».

«Дама у афишного столба»
«Дама у афишного столба»

Идея беспредметности захватывает Малевича, и он стремится довести ее до абсолюта.

В своей мастерской он в одиночестве работает часами напролет, ревностно защищая от посторонних глаз свои наброски и идеи. Понимая, что рано или поздно кто-то может зайти к нему и все увидеть, Малевич решает задокументировать то, к чему он пришел. Начинается создание брошюры «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм» — работу над ней Малевич завершает в рекордные для себя сроки. Эта брошюра, по сути, положила начало огромному количеству теоретических трудов, составивших значительное наследие Малевича.

Термин «супрематизм» придуман Малевичем и не без труда введен им же в оборот. Не без труда потому, что коллеги отказывались уходить от футуризма. Корень — это латинское слово supremа, которое дословно означает «вершина, главенство». В концепции художника это означало доминирование цвета над всеми остальными компонентами живописи.

Свои новые работы Малевич представил в рамках «Последней футуристической выставки 0,10». В названии, разумеется, зашифрован определенный смысл: 0 — отсутствие предметных форм, 10 — количество участников (которых, кстати, в итоге оказалось не 10, а 14, но менять название было уже поздно). Коллеги по цеху без восторгов отнеслись к термину «супрематизм», как мы уже говорили раннее, потому что ратовали за футуризм, а Малевич, одержимый новой идей — супрематизмом, как раз отказывался от него. Но он стоял на своем и даже прикрепил рядом со своими работами бумагу с надписью: «Супрематизм живописи». Именно на этой выставке был представлен теперь уже всемирно известный «Черный квадрат» в импровизированном «красном углу» (раньше в избах в красном углу помещали иконы). Из «Черного квадрата», по замыслу художника, «произрастали» все другие формы. Работы были представлены в виде серии-ленты, и постичь смысл, как считал Малевич, можно было, только передвигаясь от холста к холсту и не отвлекаясь ни на что другое. Не все оценили подход и задумку, но теперь, спустя время, очевидно, что искусство тогда сделало шаг в новую, неведомую ранее область.

В январе 1916 года, вскоре после первой выставки работ под общим названием «Супрематизм», которая состоялась в декабре 1915 года в Петрограде, Малевич создает полотно под названием «Супрематическая композиция» (которую также иногда называют «Синий прямоугольник поверх красного луча»).

«Супрематическая композиция» © Getty Images Russia
«Супрематическая композиция» © Getty Images Russia

Тогда, конечно, невозможно было предположить, какие невзгоды ждут художника впереди, — ни ареста, ни лишений, ни тяжелой болезни еще нет на горизонте. Впрочем, также невозможно предложить, что спустя чуть больше ста лет, в 2018 году, именно эта работа будет продана на аукционе в Нью-Йорке более чем за 85 млн долларов. «Супрематическая композиция» была представлена на всех крупных выставках работ Малевича — от первого ретроспективного показа в Москве в 1919 году до передвижной выставки в странах Запада в 1927-м. В 1930-х годах эта и другие работы художника находились в Германии, а позднее стали экспонироваться в музеях Нью-Йорка и Амстердама. В начале XXI века картина была возвращена наследникам художника и впоследствии оказалась на аукционе Sotheby's. Там она была продана сначала за 60 млн долларов, а через несколько лет, в 2018 году, вновь оказалась на торгах, и теперь уже стоимость составила $85 812 500. Это самая высокая в истории цена за работу Казимира Малевича.

Справка:

Увидеть вживую картины Казимира Малевича вы можете в основной экспозиции Третьяковской галереи, с которой банк ВТБ связывают давние партнерские отношения.