Найти в Дзене
Chacun son cinema

Смерть это не конечная остановка - "Вход в пустоту" Гаспара Ноэ

"Turn up the lights in here baby
Extra bright, I want y'all to see this
Turn up the lights in here, baby
You know what I need
Want you to see everything
Want you to see all of the lights"


Вот и пришел последний день Канн, дальше только награждение и фильм закрытия. Отгремели премьеры
Курзеля и Лафосса, но напоследок оставлено самое страшное и, возможно, главное событие всего фестиваля. Возвращение к полному метру, пожалуй, самого великого французского режиссера наших дней. Гаспар вернулся, детишки. Превентивный вызов скорой поощряется, на этот раз в меню деменция. В конкурс мастера препарирования зрителя уже давно не берут - видно, слишком добрые фильмы - но заезды бывали, и самое время вспомнить о самом свежем.

Когда видишь хронометраж фильма и сопоставляешь его с синопсисом, в голове срабатывает сигнал "беги". Ощущение, что предстоит пытка, следует по пятам, и первые минуты с периодическим, крайне раздражающим морганием героя только подтверждают догадку. Если прибавить к этому пересказ предстоящих событий одним из героев, начинает казаться, что пытать будут еще и неинтересно. Но Гаспар не был бы Гаспаром, если бы не подмигнул зрителю еще разок, перед тем как устроить веселое путешествие по миру одного заблудшего духа. Дэвиду Лоури и не снилось (и слава Богу).

-2

Следующие два с лишним часа пролетают (простите) совершенно незаметно, что мало кому под силу, и получается как будто самый легкий фильм Гаспара. Это, конечно, во многом заслуга Бенуа Деби, потому что такого чудотворца, способного соорудить натуральную визуальную реку, попробуй найди, но нельзя забывать про главного маэстро, который применяет древнюю технику, недоступную многим режиссерам. По секрету можно сказать, что она называется "простота". Вместо того, чтобы раскапывать все эти ваши смыслы, задаваться вопросами существования Бога, Рая, Ада, примыкать к религиозным трактовкам, Гаспар рассказывает гипнотическую, всепоглощающую, и при этом элементарную историю с практически детским пойнтом. И это замечательно.

-3

Он всегда так делал: "Необратимость" идет задом наперед потому, что так надо нарративу, и вывод укладывается в до смешного простую фразу; "Экстаз" прост, как французский триколор, и там все тоже без вопросов; "Вечный свет"... ну вы знаете, смешная комедия про неудачные съемки, никаких травм для зрителей, ничего сверх. Но даже на их фоне "Вход в пустоту" кажется простеньким. И происходящее нам разжевали, и предысторию сделали максимально типичной, и пришли к тому, что жизнь - штука страшная. Все это, конечно, можно записать в минусы, но Гаспар слишком здорово делает все остальное, чтобы зацикливаться на такой незначительной вещи, как сценарий. Намеки на инцест есть, потому что так получилось. Дело происходит в Токио, потому что это красивый город. "Тибетская книга мертвых" - популярное чтиво. Какая разница, реально происходящее, или это один большой финальный трип, отвяжитесь от человека, вы в кино пришли, а не на лекцию.

-4

А вообще он, конечно, прав, мир - страшная ловушка с минимальным шансом на выход и максимальным - на страдания. С другой стороны, реинкарнация - это шанс. Да, травматичный, ведущий к куче новых ошибок и страданий, но лучше уж так, чем вечное бездействие и пассивное наблюдение за живыми (кстати, дорогой зритель, тебя это тоже касается). Жизнь вообще одна большая травма, но опции получше в этом измерении не имеется. Кто бы мог подумать, что после всех кульбитов и бэдтрипов Гаспар выведет к такой светлой и жизнеутверждающей мысли. Наверное, он и правда очень добрый. Его бы в школах показывать - авось, и детей от наркотиков отвадил бы. Ну святой же человек. Жалко только, что в реинкарнацию он не верит.

"Shoutout to my mother and my father, didn't pull out"

#csc_frantz
#csc_festivities

-5