Найти тему
Dmitry Rogachev

Курский вокзал: снести нельзя оставить. Почему пассажиры не видят проблему вокзала?

Оглавление

Сейчас в Москве очень много инфраструктурных проектов. Один из них - глобальные работы на Курском вокзале. Это специфическое здание с царской и советской частями поделило моих зрителей на разные группы. Я готов согласиться с отсутствием у меня архитектурного образования, но с неграмотностью некоторых согласиться попросту невозможно.

Предлагаю разобраться в этом вопросе и понять что к чему.

Площадь перед Курским вокзалом
Площадь перед Курским вокзалом

Вот так выглядит сегодня Курский вокзал. Его парадный вход закрыт торговым центром, а проезд открыт только для машин на парковку. Здесь нет ни общественного транспорта у входа, ни какой-то нормальной площади, ни даже места встречи.

Стоит начать с истории.

Курско-Нижегородский вокзал

В 1861 году в нескольких километрах от этого места был открыт Нижегородский вокзал. Это была небольшая постройка за городской чертой того времени. Современники не очень любили этот вокзал. Он проигрывал Николаевскому (сегодня - Ленинградскому) во всём. И располагался далеко, и внешне был очень скромным.

Современный человек захочет сравнить его с Восточным вокзалом Москвы по расположению, но это совсем не верно. Для того времени это было аналогично сегодняшнему расположению за МКАДом. То есть где-то на уровне Люберец, Реутова или Одинцово.

Курское направление открылось в 1866 году. Его вокзал был немного севернее нынешнего. Из-за активного развития через некоторое время возникла необходимость построить новое здание.

Было принято решение объединить оба направления одной новой красивой постройкой. Так появился роскошный Курско-Нижегородский вокзал в 1896 году.

Посмотрите какое красивое здание было построено!

Транспортная доступность вокзала

Курский стал пятым столичным вокзалом, получившим свою собственную станцию метро. Сначала в 1935 поезда подземки поехали на Ленинградский, Ярославский и Казанский. В 1937 дошли до Киевского вокзала. Здесь же первая станция открылась в 1938 году. Позже в 1950 году сюда пришла вторая станция и появилась пересадка на Кольцевую линию.

При этом развитие площади перед вокзалом шло по тому же сценарию, с которым борются современные урбанисты. Перед входом в вокзал была сначала парковка, а дальше стоял общественный транспорт.

Это очень хорошо видно на следующей фотографии:

Площадь перед Курским вокзалом. Автор фотографии неизвестен. Обнаружено в поисковой системе Яндекс
Площадь перед Курским вокзалом. Автор фотографии неизвестен. Обнаружено в поисковой системе Яндекс

Сегодня от всего общественного транспорта на Курском вокзале остались только трамваи, да и те не увидишь, если ты впервые в Москве и не знаешь куда идти.

Советское здание вокзала

Любому вокзалу нужно развитие. Пассажиропотоки постоянно растут. Любое здание должно осовремениваться, но так, чтобы его история сохранялась. У некоторых бывает и другое мнение. Далее цитата из википедии.

В 1968—1972 годах архитектор Георгий Волошинов всё же провёл радикальную реконструкцию здания при участии молодых архитекторов В. Евстигнеева, Н. Панченко, Михаила Аникста, Татьяны Бархиной и Леопольда Малашонка и инженеров Л. Казачинского и Л. Семченко. По признанию Волошинова, новый проект был вдохновлён вокзалом Термини в Риме. Бархина же отмечала, что проект Курского вокзала заимствовал элементы её проекта вокзала в Софии. Новое здание получило 200-метровый остеклённый фасад, разлинованный сеткой алюминиевых переплётов, и оригинальную складчатую крышу с 9-метровым козырьком.
Старое здание было фактически включено в состав нового, сохранив архитектурный декор в его центральной части, убранство в одном из залов ожидания и фасад, обращённый к железнодорожным путям. Молодые архитекторы намеревались использовать в проекте необработанный бетон, но по указанию главного архитектора Москвы Михаила Посохина здание было облицовано мрамором. В окончательный проект также не вошли остеклённые полосы между пролётами крыши, которые обеспечили бы проникновение солнечного света, и 30-этажный гостиничный комплекс на южной стороне привокзальной площади. Тем не менее, новый вокзал стал крупнейшим в стране.

То есть даже официально (а там всё подтверждено ссылками) проект был вдохновлён вокзалом Термини в Риме и заимствовал элементы проекта вокзала в Софии. А рядом ещё хотели 30-этажную гостиницу влепить. То есть берём царский вокзал, обрезаем всю парадную часть, берём итальянскую мысль, проект для близкой нам Болгарии и делаем из этого пристройку для старого вокзала в стиле советского модернизма.

И просто как отвлечение от темы: взять старое, засунуть в современную обёртку и впихнуть огромное здание... В 2020-е это называется "современный ТПУ".

Обратите внимание, что тоннели выходили даже на улицу к остановкам общественного транспорта.

Наши дни

Сейчас Курский вокзал стал практически пустым. Электричек стало меньше, но они вернутся в значительно большем количестве. Часть поездов дальнего следования сюда больше не вернётся. Те, у который Курский был конечной станцией - ждать.

И сейчас возникает вопрос. Что будут делать с вокзалом дальше? Окончательного проекта нет. Есть предложение восстановить исторический вид - это было бы лучшее, что можно сделать! Но это стоит огромных денег. Есть вариант оставить всё как есть и лишь почистить, но тогда советская часть так и останется огромным зданием, в которое вернётся вся торговля и десятки вывесок.

Когда я опубликовал на YouTube видео с моим мнением о вокзале, ко мне набежала сразу небольшая толпа защитников, которые считали меня глупым и необразованным. Это было очень явным отражением нашей реальности.

Дальше я добавлю несколько скринов и повторю их текстом.

Самый популярный диалог выглядит вот так:

Анатолий Хомутов: Сносить надо не Курский вокзал, а ТЦ перед ним! Для своего времени это был удобный и хороший вокзал, а из метро можно было выйти сразу на платформу, минуя его. Вот жили как-то без заборов, решеток и сторожей у каждой двери!
Greg K: только чем ТК мешает? Согласен, оригинальный курский вокзал красив, но находится за стекляшкой семедесятых, которая не красивее Атриума
Дмитрий Шулейко: Greg K, стекляшка шедевральна. Ваши правнуки, вырастут и будут плакать об утраченных шедеврах модернизма, как сейчас мы плачем об утерянных зданиях в неорусском стиле, модерне и т.п. (а в своё время все эти стили считались вульгарной похабщиной).
Greg K: Дмитрий Шулейко, согласен что приятное строение. А поколение еще более молодое - скажут что Атриум красив

Здесь Greg K сказал очень правильную, но непопулярную мысль. Она действительно существует. Спустя какое-то время люди начинают принимать здания прошлых лет, как что-то особенное. Пизанская башня была построена с ошибками, Эйфелева башня считалась уродством. Атриуму до них очень далеко, но сейчас он раскрашен со всех сторон. Через 10-20 лет его будут защищать люди, любящие "современное искусство начала XXI века".

А дальше сразу несколько комментариев с одинаковой ошибкой:

Всеволод Бескин: Классическое непонимание модернизма. Курский очень крутой. И надо заметить, что там все части советские) просто кусочек еще при Сталине построен

В 1896 Сталин был ещё молодым юношей, а в 1972 его уже давно не было. При Сталине была только реставрация с сохранением старого облика.

Denis Ryazanov: Курский - лучший ЖД вокзал МСК. Простой, понятный, просторный куб из стекла и бетона, в отличие от 10 раз достраивавшихся более старых.

1866 - деревянное здание, 1896 год - второе здание, потом пристроили метро, потом пристроили ещё раз метро, потом пристроили советскую часть...

Wonderful Sardinia: Курский вокзал точно такой же как аэропорт ФЬЮМИЧИНО в Риме. Дмитрий погуглите и не позорьте себя не пониманием архитектуры. Чтобы вокзал заиграл нужно снести нахрен позорище архитектуры в виде атриума и провести полную модернизацию и вокзал мог бы стать украшением района коим он был в свою эпоху когда его построили.

Погуглил. Оказывается он был построен в 1896 году и потом получил только пристройку. И действительно в 1896 году он был украшением не только района, а всего города!

И очень часто люди говорят про вокзал примерно так:

Алекс Макс: Сам вокзал(здание)должен быть сохранён в первозданном виде,уже как объект истории!!!провести реставрацию,и продолжить эксплуатацию!!!

Это очень большая проблема!

Сохранён - это современное советское здание.

В первозданном виде - это оригинал 1896 года.

Как объект истории - 72 года лицом Курского было царское здание, а 49 - советская пристройка. Какая история важнее?

Провести реставрацию - до какого состояния?

Продолжить эксплуатацию - это в любом случае будет реализовано.

В итоге получается, что здание менялось, а у людей очень часто путаница. И надеюсь, что я вам донёс мысль: советское - не значит плохое. Но когда это всего лишь пристройка и основное здание было раньше - нужно возвращать оригинал, а не держаться за копию.

Советский конструктивизм - тоже история. Вот только ни один архитектурный стиль не должен быть сохранён ради убийства другого, если есть возможность. Гораздо лучше сохранять советские здания, построенные с нуля, а не переделки.

Пол конец мне в голову пришло интересное сравнение.

Курский вокзал сегодня напоминает красивую девушку. Она выбрала самое шикарное платье, подчёркивающее фигуру. Накрасилась, аккуратно подчеркнув черты лица. Выбрала шикарные туфли. Взяла отличную сумочку и... накинула сверху старый ватник, в котором её дед на огороде в холодное время ходил. И даже если ватник заменить на новый и современный - всё равно будет не то.

Спасибо за внимание! За забывайте нажимать на Лайк и подписывать на мой блог!

---

Любое полное или частичное использование фото, видео и текстовых материалов без письменного разрешения запрещено! Фотографии, найденные из поисковой системы Яндекс принадлежат их авторам.