Ключевая новость в машиностроении на прошлой неделе - визит Президента на КамАЗ.
За последние годы КамАЗ бесспорно и кардинально улучшил модельный ряд, провёл глубокий реинжиниринг, запустил СП с ведущими мировыми компаниями - Cummins, ZF, Daimler. Но при этом продажи падают. Довольно быстро прошел всплеск продаж на волне импортозамещения 2015-2017гг, когда основными заказчиками были силовые ведомства. Как говорят в Минобороне, "склады уже забиты камазами".
А рыночные продажи продолжают падать, несмотря на хорошо развитый сервис, отлаженную систему продаж и отличный маркетинг. Взять хотя бы ежегодные трофеи с ралли Париж-Дакар. Специалисты знают, что в гонках участвуют совсем не серийные машины, да и проходят гонки в странах, где Камазы почему-то не особо покупают, но маркетинг все равно крайне положительный. Безусловно, основная причина проблем с продажами - общее замедление экономики и падение спроса. Но при этом не стоит забывать, что продукция завода по-прежнему проигрывает конкурентам по основному параметру - стоимости владения машиной. Но если разобраться в макроситуации в компании, то на примере КамАЗа можно проследить общую ситуацию в машиностроении.
Экономика компании достаточно проста. При выручке в 190 млрд руб, кредитная нагрузка превышает 100 млрд руб. Чистая прибыль не превышает 1-2%. При этом без учета ежегодных субсидий на 4-5 млрд руб компания была бы убыточна.
При такой (вынужденной) экономической модели, руководители компании в очередной раз обращаются за финансовой помощью к главе государства... На это раз речь о 50 млрд руб. Под видом модернизации старых технологических переделов деньги по факту нужны на финансовое оздоровление. И в этом нет ничего ужасного.
Очевидно, что эти деньги будут выделены. При этом все понимают, что эти деньги не возвратные; получать их в виде кредита нет смысла - все равно не будет возможности его обслуживать. Но основная проблема в том, что практически любая машиностроительная компания крайне недокапитализирована, и при этом не имеет рыночного источника для докапитализации - только попросить у государства.
Привлечь деньги с реального рынка практически невозможно. Полузакрытые размещения акций экспортных компаний с валютной выручкой - не в счет. Народные IPO были дискредитированы еще Менатепом, а позже окончательно забыты после истории с ВТБ.
Финансовые власти трубят, что у населения хранятся триллионы рублей, которые просто лежат в банках или под подушкой. Но буйных руководителей, которые смогли бы убедить рядовых инвесторов в том, что их компания будет платить дивиденды и растить капитализацию, по сути, нигде не видно. А это, на мой взгляд, единственный путь к созданию конкурентных машиностроительных компаний, особенно в условиях нашей закрытой экономики.
Проблему недостаточной капитализации невозможно решить государственными дотациями. Нужны деньги в капитал.
#актуально
#господдержка
Ключевая новость в машиностроении на прошлой неделе - визит Президента на КамАЗ
18 июля 202118 июл 2021
2
2 мин