Найти в Дзене
Тест Опросыч

Та еще штучка верзус скромница: почему в «Иване Васильевиче…» жена Шурика во сне так не похожа на себя-реальную

В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» жена Шурика реальная и в его сне-фантазии – это 2 совершенно разных человека: 1) у реальной девушки мы даже знаем имя, отчество и фамилию: Зинаида Михайловна Тимофеева. То есть тут все серьезно, солидно, строго и скромно. Эта Зинаида – девушка простая. Смотрит на только что купленные в магазине продукты, отслеживая срок годности, и удрученно мотает головой – то ли просрочка, то ли срок уже вот-вот поджимает... То есть она от души озабочена такими вот мелкими бытовыми вопросами. Внешне она тоже – девочка-скромница: простенькая прическа, ничем не выделяющийся наряд однотонной расцветки, интеллигентные очки… Кем работает жена Шурика? Напрямую нам об этом не говорят. Но с большой долей вероятности – не на киностудии. Возможно, в ее рабочем коллективе имеется театральный кружок, и наша «комсомолка-отличница» туда по вечерам ходит. Но роли она там играет явно не из формата «женщина вамп» или «роковая женщина». Наверняка она актриса 2-го пл

В комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» жена Шурика реальная и в его сне-фантазии – это 2 совершенно разных человека:

1) у реальной девушки мы даже знаем имя, отчество и фамилию: Зинаида Михайловна Тимофеева. То есть тут все серьезно, солидно, строго и скромно.

Эта Зинаида – девушка простая. Смотрит на только что купленные в магазине продукты, отслеживая срок годности, и удрученно мотает головой – то ли просрочка, то ли срок уже вот-вот поджимает... То есть она от души озабочена такими вот мелкими бытовыми вопросами.

Внешне она тоже – девочка-скромница: простенькая прическа, ничем не выделяющийся наряд однотонной расцветки, интеллигентные очки…

Зина 1-я... Кадр из комедии Гайдая
Зина 1-я... Кадр из комедии Гайдая

Кем работает жена Шурика? Напрямую нам об этом не говорят. Но с большой долей вероятности – не на киностудии.

Возможно, в ее рабочем коллективе имеется театральный кружок, и наша «комсомолка-отличница» туда по вечерам ходит. Но роли она там играет явно не из формата «женщина вамп» или «роковая женщина». Наверняка она актриса 2-го плана… да и в обычной жизни играет 2-ые роли, не выступая лидером и ничем особым не выделяясь;

2) супруга Шурика из его сна – киноактриса Зина. Она совсем не такая, как Зинаида из социалистической действительности. Казалось бы, это та же женщина. Но ее поведение настолько меняется!

У нее даже другие прическа (более бросающаяся в глаза) и наряд (более вольный, стильный, одна вызывающе красная шляпка чего стоит; а ведь там еще и красные бусы, и красные перчатки, а уж какой разрез на подоле..!).

Зина 2-я... Кадр из комедии Гайдая
Зина 2-я... Кадр из комедии Гайдая

И ведет она себя более раскрепощенно, более свободно, точно зная себе цену как женщина, которая нравится мужчинам... и… как актриса?

Словом, это та еще штучка с телевидения – в отличие от скромницы Зины из реальной квартиры на Калининском проспекте.

Вы уже поняли, что мы продолжаем рассматривать психологические портреты героев кино, как мы периодически делаем на моем Дзен-канале…

Почему такая разница между 2 Зинами – реальной (1) и из сна Шурика (2)?

Дело ведь не только в том, что это комедия, и сначала Михаил Булгаков описал на бумаге, а затем Леонид Гайдай обыграл на киноленте 2 разных Зин, просто «чтобы было смешно».

На самом деле Шурик 2-ю жену себе придумывает.

Нет-нет, это не придумывание в духе: «– Выходит, у вас 2 мужа? – Ну, выходит, что 2…»

Это, скорее, предмет для размышлений психоаналитика. И даже чуть ли не фрейдиcта, толкователя сновидений. Поскольку получается, что спящий Шурик видит 2 классических для сновидений сюжета:

1) свои страхи. А именно – он ревнует свою прелестную жену (причем, скорее всего, беспредметно – просто по факту ее симпатичности) и боится, что ее уведет кто-нибудь.

И вот подсознание рисует ему во сне образ некоего Якина – мало того, что нахрапистого ухаря по натуре, так еще и завидного кавалера – известного режиссера с киностудии;

2) свои фантазии, в том числе скрытые. В том числе те, которые в обществе не приняты. И, судя по всему, Шурику очень не хватает в его супруге именно чего-то такого, после чего… как бы сказала сама 2-я Зина – «как-то даже вот… тянет устроить скандал».

Его жена Зинаида Михайловна прелестна, но, возможно, в ней не хватает некой изюминки. Даже, возможно, определенной женской нервозности. Как ни странно, полное отсутствие такого качества воспринимается многими мужчинами как признак того, что женщина… скучна.

И даже изобретатель машины времени, который и по виду, и по характеру – довольно скромный человек, вполне может подсознательно тянуться к чему-то более яркому, даже более шумному (интересному!), чем его такая милая, такая правильная, но немного пресноватая жена.

Однако, будучи человеком также правильным, инженер никогда на других женщин даже и не думает поглядывать.

Поэтому у него разве что во сне возникает образ смелой, решительной, яркой особы, которая привлекает взгляды всех мужчин:

  • хоть известного режиссера;
  • хоть самого царя Ивана Грозного («Ох, боярыня  красотою лепа! Червлена губами, бровьми союзна»... «А вы… очень темпераментный человек!..» – и вот уже самодержец что-то шепчет ей на ушко, смущаясь, как мальчишка, а Зиночка ненатурально, но старательно хихикает).

C большой долей вероятности развешенные по стенам квартиры портреты супруги Зины в смелых, раскрепощенных (в широком смысле слова) ракурсах – это плод фантазии Шурика:

  • либо жена позировала ему по его же настоянию, а потом сразу перевоплощалась в свой обычный образ;
  • либо это остатки сна Шурика, которые постепенно исчезнут... как исчезла шапка Мономаха, превратившись в черного кота...

И тут «начинают терзать смутные подозрения»: а может быть, Шурику лучше было бы остаться с той девушкой, с которой режиссер столкнул его на Кавказе? Читайте об этом пост «Что было бы, если б Нина осталась с Шуриком после событий "Кавказской пленницы"?».