«Сто лет назад нельзя было даже себе представить выпускницу колледжа – женщину», или как фильм «Улыбка Мона Лизы» показывает отношение общества к прогрессивным женщинам того времени. В цитате, которая принадлежит ректорше (ректору) Карр из кинофильма, можно проследить, насколько зациклены люди той эпохи на своих «достижениях». Сейчас для нас не кажется удивительным, что девушки и юноши обучаются в одних школах и университетах и вообще могут иметь право на образование вне зависимости от социального статуса и финансов. К сожалению, для 1953 года это продолжало казаться чем-то из рода фантастики, и они этим довольствовались, а ведь прошло уже 100 лет на тот момент. Но все формы «нового мышления» считались неподобающими и нарушающими традиционные взгляды, а тех, кто расшатывал эти устои, старались исключить из определенных социальных групп или, как в случае с кино, уволить из женского колледжа.
Поскольку в фильме речь идет в первую очередь о женщинах и их выборе, борьбе с собой и обществом, о феминизме, то все склоняется к популярной теме и того времени, и нашего тоже – институт семьи. Девушки могли учиться, НО после обучения каждая из них выходили замуж и обязаны были оберегать семью, ухаживать за своим мужем. Вопрос: зачем тогда учиться наукам? Ведь, входя в двери колледжа, в самом начале фильма, они говорят, что пришли за знаниями, но уходят в замужество.
Так ли хороши традиции?
Когда их преподавательница по истории искусств, Кэтрин, спрашивает у Джоанн, что будет после замужества, та теряется. Девушки даже не представляли себе иной жизни. Всё их воспитание склонялось к соблюдению традиций, которые непонятно откуда взялись, ведь исторически доказать и подтвердить начало этой линии очень сложно. Самый популярный аргумент на данную тему – «так делали наши предки», но как давно? И почему мы этому все еще следуем, даже почти семьдесят лет спустя (относительно времени фильма)? Точно ли это проверенная система и кому она идет на пользу? Стоит ли это того? Возможно, наше общество развивалось бы куда быстрее и лучше, если мы задействовали все умственные ресурсы на нашей планете, то есть и женщин, и мужчин в равной степени. Но сейчас не о равноправии.
«Такие, как Кэтрин Уотсон, остаются незамужними по собственному выбору»
Замужество… или карьера. Таков выбор фильма. Кэтрин же не исключает возможности сочетания этих двух вариантов, но для себя она выбирает посвятить жизнь знаниям и просвещению других людей. Она искала «союзников» и стремилась показать жизнь за пределами дома, готовки и ухаживанию за семьей. Сейчас, в 21 веке, это все еще кажется чем-то из рода вон выходящим в частных случаях. Женщин осуждают за выбор карьеры вместо семьи, осуждают за выбор семьи без работы и содержания этой самой семьи. Миллионы женщин затрачивают свои внутренние и внешние ресурсы на совмещение, и все еще получают осуждение со стороны общества. Проблема не в них. Не в их выборе. Проблема в обществе в целом, которое продолжает отторгать идею самодостаточности женской части населения. Люди биосоциальные существа по своей природе, но из-за этого они зависимы от мнения социума. Если большинство скажет, что черное – это белое, то остальные, опровергнувшие это высказывание, будут отделены от определенной группы людей. Либо будут чувствовать себя лишними и странными.
Время не стоит на месте и, возможно, еще через лет сто борьбы за право выбора каждого человека, наш мир сделает шаг навстречу новому.