Саратовский авиационный завод был создан 31 декабря 1931 года как Саратовский завод комбайнов, а уже5 августа 1937 года согласно решению Совета Труда и обороны СССР он был перепрофилирован на производство авиационной техники, получив название «Завод № 292 НКАП».
Первым самолетом заводской постройки стал Р-10 конструкции Поликарпова, который оторвался от ВВПП заводского аэродрома 28 октября 1938 года.
В 1940 году на заводе начинается освоение и запуск в серийное производство легендарного истребителя Як-1 разработки ОКБ Яковлева. Темп выпуска самолетов Як-1 различных модификаций достигал 310 - 320 машин в месяц, а в январе 1944 года на заводе было освоенное производство Як-3
В послевоенные годы завод продолжил выпуск новый авиационной техники -на нем серийно производились такие самолеты, как Як-11, Як-27, Як-28, Ла - 15, вертолет Ми-4,
Особой вехой в истории завода стало серийное производство ближнемагистрального реактивного самолета Як-40, ставшего основным самолетом местных авиалиний Аэрофлота и среднемагистрального Як-42.
Кризис 90-ых годов больно ударил по отечественному авиастроению. Однако, пожалуй больнее всего, этот удар оказался на САЗе. Проблемы на предприятии начались уже в 90-ые годы, а в 2003 году завод выпустил свой последний Як-42.
Как итог - в 2005 году быдла начата процедура банкротства. При этом долг САЗа составлял всего 335,9 млн рублей, а стоимость только земли подж ним - более 8 млрд и это без учета стоимость сооружений. оборудования, материалов и иного имущества предприятия.
Как обычно у "эффективных" менеджеров, началась "оптимизация" площади заводской территории, а проще говоря - продажа заводской земли по заниженным ценам. При этом деньги, поступавшие от проданных земельных участков. не шли на погашение задолженности прекращения процедуры банкротства - ну еще бы, ведь прекращение этой процедуры означало остановку распила такого лакомого куска территории!
Были снесены заводские корпуса, распродано и сдано на металлолом заводское оборудование и порезаны готовые планеры недостроенных самолетов, закрыт заводской аэродром "Саратов-Южный" и как максимум кощунства - уничтожен мемориальный комплекс памяти жертв Великой Отечественной войны.
Как итог - 13 августа 2012 года арбитражный суд Саратовской области принял решение о завершении конкурсного производства в рамках банкротства САЗ и его исключении из реестра юридических лиц РФ.
Завод был уничтожен. Не в лихие 90-ые, а в 2012 году, через 14 лет после начала правления Путина. Выводы каждый может делать сам...
На территории завода построено два жилых комплекса, названныъ как насмешка - "Авиатор" и "САЗ".
А в сквере Авиастроителей на проспекте Энтузиастов напротив бывшего корпуса № 11 завода открыт памятник Саратовскому авиационному заводу, как человеку — с годами рождения и смерти.