Найти тему

Почему Китай является развитой страной, а Восточная Европа - недоразвитой. Часть 2.

Экономисты до мозга костей пропитаны догмой свободной торговли. Причём не только российские, но и западные.

Эта догма гласит, что каждая страна должна специализироваться в том, в чём у неё есть конкурентное преимущество, и импортировать всё остальное. Этот принцип работает очень хорошо, но только в применении к развитым странам.

В применении к развивающимся странам, однако, экономисты доходят до такого абсурда, что открытым текстом говорят: "если в стране хороший климат, то она должна выращивать и экспортировать бананы, а всё остальное - покупать за границей". Причём не со зла, не нарочно, а как бы по глупости - слишком уж абстрактное у большинства экономистов-теоретиков мышление.

Однако Восточная Европа и Советский Союз пошли именно по пути, рекомендованному абстрактными экономистами - своими и консультантами МВФ и ВБ. Результат налицо.

Китайцы, однако, оказались гораздо умнее. Они считают абсурдной теорию, что если у Китая сравнительное преимущество в дешёвой рабочей силе, то Китай должен заниматься только отвёрточной сборкой, импортируя станки, оборудование и конечные продукты из-за границы.

В Части 1 мы рассмотрели два примера из американского учебника по экономике, как китайцы подходят к "свободной торговле". Часть 2 - продолжение. Пример General Electric.

Компромисс General Electric для выхода на китайский рынок: Краткосрочная выгода против создания долгосрочного конкурента

На протяжении десятилетий General Electric (GE) имел эффективную стратегию конкурентоспособности на китайском рынке энергетического оборудования: продавать лучшее оборудование по самой низкой цене. К первому десятилетию 2000-х формула изменилась. Помимо предложения высококачественных газовых турбин по конкурентоспособной цене, GE пришлось поделиться с китайцами сложной технологией производства турбин.

Чтобы претендовать на контракты на турбины на сумму несколько миллиардов долларов, GE, Mitsubishi, Siemens и другие конкуренты были обязаны создать совместные предприятия с государственной китайской энергетической компанией. General Electric также должна была передать своим новым партнерам технологию и передовые производственные спецификации для своей газовой турбины, на разработку которой GE потратил более 500 миллионов долларов. Официальные лица GE отметили, что китайцы хотели иметь полный доступ к своей технологии, в то время как GE хотел защитить технологию, в которую он вложил большие финансовые средства.

Огромный размер китайского рынка электроэнергии убедил руководителей GE в том, что этот рынок стоит преследовать, несмотря на требования передачи технологий. Рынок газовых турбин в США был слабый из-за прошлых масштабных расходов на увеличение мощности энергетических компаний и коммунальных предприятий. С другой стороны, ожидалось, что Китай будет тратить более 10 миллиардов долларов в год на строительство электростанции в ближайшем будущем. Таким образом, должностные лица General Electric столкнулись с необходимостью компромисса: краткосрочные продажи в Китае и риск создать себе же конкурента в долгосрочной перспективе со стороны китайских производителей. В конце концов, GE выиграла заказ на 13 своих газовых турбин и, в рамках соглашения, поделилась технологиями со своими китайскими партнерами.

До создания газотурбинного предприятия с GE китайские производители освоили только технологии, необходимая для создания гораздо менее эффективных паровых турбин. Эта технология была частично получена в результате предыдущих совместных предприятий с такими фирмами, как Westinghouse Electric Co. Китайцы требовали технологий, лежащих в основе более эффективных газовых турбины.

Представители General Electric отметили, что конкуренция со стороны Китая не является неизбежной. Передовые продукты, такие как газовые турбины, в прошлом, даже после получения опыта от иностранных корпораций, не сделали китайских производителей конкурентоспособными на мировом рынке. Китайским фирмам не хватало навыков, необходимых для полного использования технологии. К тому времени, когда китайские компании осваивали технологии, которые они изначально получали от GE, GE разрабатывала более передовые технологии.