51 подписчик

Действия должностных лиц таможенных органов при контроле таможенной стоимости

С 26 июля 2021 года вступает в силу приказ ФТС России от 21 мая 2021 г. N 436 «Об установлении порядка действий должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации».

Приказ ФТС России от 21 мая 2021 г. N 436
Приказ ФТС России от 21 мая 2021 г. N 436

Контроль таможенной стоимости – это одно из самых актуальных и сложных направлений деятельности таможенных органов РФ, так как адвалорных ставок таможенных пошлин (основой для взимания которых является именно таможенная стоимость товаров) в Едином таможенном тарифе ЕАЭС подавляющее большинство.

Как правильно определить таможенную стоимость, не нарушив права и законные интересы участников ВЭД, при этом, не дав возможности недобросовестным участникам ВЭД ввозить/вывозить товары с занижением таможенной стоимости, вот ключевой баланс, который таможенная служба пытается найти последние 30 лет.

Вступление в силу данного приказа ФТС России – это очередная попытка нащупать этот баланс интересов.

На наш взгляд нет смысла освещать все аспекты, затронутые в данном приказе. Остановимся, по нашему мнению, на одном из самых интересных моментов.

В разделе II, указано какие действия необходимо осуществлять таможенным органам при сравнении и анализе таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров с имеющейся в таможенном органе ценовой информацией при определении таможенной стоимости по методу 1.

Итак, уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет в следующем порядке:

1) на основании заявленных декларантом данных рассчитывает таможенную стоимость ввозимого (вывозимого) товара за основную единицу измерения (килограмм), за дополнительную единицу измерения (например, штука, литр, метр, квадратный метр, пара);

2) обеспечивает выбор источника информации для сравнения таким образом, чтобы описание выбранного для сравнения товара, его коммерческие, качественные и технические характеристики, условия поставки в наибольшей степени соответствовали описанию, характеристикам, условиям поставки ввозимых (вывозимых) товаров, а также условиям сделки с ввозимыми (вывозимыми) товарами; при этом таможенный орган выбирает тот источник ценовой информации, который в наибольшей степени отвечает следующим требованиям:

а) наличие точного описания товара: коммерческое наименование товара, описание на ассортиментном уровне, сведения о фирме-изготовителе, материал, технические параметры и прочие характеристики, которые влияют на стоимость данного класса или вида товара;

б) обеспечение максимального возможного подобия сравниваемых товаров, означающее, что при выборе источника информации таможенный орган подбирает для сравнения идентичные товары, затем однородные товары, а при их отсутствии - товары того же класса или вида;

3) из выбранного источника ценовой информации определяет цену единицы идентичного, однородного товара, товара того же класса или вида;

4) в случае различий в коммерческих уровнях продажи (оптовом, розничном и ином) и (или) в количестве, в дополнительных начислениях (на тару, упаковку и т.д.) проводит корректировку ценовой информации;

5) в отношении ввозимых товаров при использовании ценовой информации о товарах на внутренних рынках государств - членов ЕАЭС осуществляет вычеты сумм транспортировки по территории РФ и внутренних налогов;

6) выявляет ценообразующие факторы, свойственные торговле ввозимым (вывозимым) товаром, и сравнивает заявленную декларантом величину таможенной стоимости ввозимого (вывозимого) товара с ценовой информацией;

7) проводит сопоставление сведений о заявленной таможенной стоимости ввозимых (вывозимых) товаров с имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информацией, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В вышеуказанных пунктах по тексту выделено, то, что таможенные органы зачастую не делают и делать не хотят. Слишком сложно и трудозатратно будет для должностных лиц таможни осуществлять оценку коммерческих, качественных и технических характеристик товаров, да еще и на ассортиментном уровне.

Оценка коммерческого уровня продаж вообще никогда ранее не осуществлялась таможенными органами (по крайней мере, в нашей практике) при выборе ценовой информации, тем более, не осуществлялась корректировка источника ценовой информации, в случае расхождений в коммерческом уровне продаж.

Реализация данного действия, как минимум предполагает, корректировку имеющейся ценовой информации на некую величину, которую таможенный орган самопроизвольно не сможет определить. Для этого, как минимум, потребуется обращение в сторонние экспертные или торговые организации, потому что подразделения Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления не определяют величины торговых наценок, при том, или ином коммерческом уровне продаж.

Еще более фантастически выглядит обязанность должностного лица таможенного органа выявлять ценообразующие факторы, свойственные торговле ввозимым (вывозимым) товаром. Даже представить себе сложно, какое количество таких факторов может быть и как инспектор ЦЭД или отдела контроля таможенной стоимости сможет все эти факторы оценить в количественном выражении.

Оценивая данную последовательность действий можно с большой долей уверенности сказать, что на практике таможенные органы, даже, если сильно захотят, то не смогут реализовать все задуманное в данном приказе. К сожалению, для этого не хватит ни сил, ни времени.

Вместе с тем, если представить, что это будет реализовано, то степень объективности при принятии решений по таможенной стоимости возрастет в разы, что благоприятно скажется на внешнеэкономической деятельности.

Ну, а если трезво подходить к ситуации и оценивать её реалистично, то, скорее всего, все останется как есть. Таможенные органы будут при сравнении и анализе таможенной стоимости руководствоваться собственными соображениями и убеждениями в сопоставимости товаров (без учета перечисленных выше пунктов). При этом у участников ВЭД появляется дополнительная возможность при подготовке документов по запросам таможенных органов, обращать их внимание на правильность и корректность подбора основы для расчета обеспечения уплаты таможенных платежей.

В нашей практике мы это часто используем, например, при выставлении обеспечения уплаты таможенных платежей и запросе документов по экспорту металлолома, таможня выбрала для сравнения металлолом на условиях поставки FOB (товар погружен на судно), при условии того, что декларируемая партия товара поставлялась на условиях FAS (товар выгружен вдоль борта судна). При очевидно разных условиях поставки товаров, влияющих на стоимость, корректировку на разные условия поставки таможенный орган не произвел, что является неправомерным.