Северный Кавказ за 5-7 дней (КБР и КЧР). Маршрут по главным достопримечательностям

20K прочитали

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут. Хотя здесь есть много красивых природных мест, которым позавидуют европейские Альпы.

Эта статья отличается от других тем, что здесь подобран не просто список главных достопримечательностей Северного Кавказа, а полноценный путеводитель на все дни отпуска с готовым маршрутом, полезными советами и достопримечательностями.

Как перемещаться

Вот что что, а инфраструктура практически полностью отсутствует на Северном Кавказе. Здесь не стоит рассчитывать на общественный транспорт, а в большинстве мест даже на такси. Перемещения возможны только на автомобиле:

1. Приехать на своем личном автомобиле.
  2. Арендовать автомобиль. Международных прокатных компаний здесь нет, поэтому ничего не остается, как брать авто у частника (2000 руб в сутки). Не нужно переплачивать за внедорожник. Любой отечественный автомобиль спокойно проедет по всем дорогам из этой статьи.
  3. Арендовать автомобиль с водителем. Сразу предупрежу, что ценник будет большой, где-то 8000 руб за сутки

Сюрпризы с жильем

С жильем тоже могут возникнуть сюрпризы. Не рекомендую связываться с гостиницами, так как столкнетесь с высокой ценой и отсутствием сервиса. Оптимальный вариант – апартаменты.

Правда мы привыкли, что за апартаментами нужно бежать на Airbnb, но на Кавказе лучше забыть про этот сайт. Вы столкнетесь с проблемой, что цены на Airbnb будут выше, и вашу бронь будут постоянно отменять, а предоплата подвиснет на несколько дней. На Booking этой проблемы нет, поэтому лучше воспользоваться этим сервисом.

О нашем негативном опыте аренды через Airbnb можно почитать по ссылке ниже:

🏠 Ссылка на статью: Сайт Airbnb стал ненадежным для бронирования жилья в России

Маршрут на карте

Ниже на карту нанес все метки, которые нам предстоит объехать за эти дни. К сожалению, все ущелье между собой соединяются асфальтом только с одной стороны, поэтому #маршрут по ущелью строится по принципу: откуда въехали – оттуда и выезжаем.

Исходя из этого принципа ночевать нам предстоит в 5 местах. Ниже на карту разным цветом нанес метки каждого дня.

• [День 1] – [День 2] – Голубые метки (лучше вместо Ессентуков жить в Кисловодске, но мы не нашли подходящее жилье)
  • [День 3] – Фиолетовые метки (Ночлег в Домбае)
  • [День 4] – Оранжевые метки (Ночлег в Ессентуках)
  • [День 5] – Зеленые метки (Ночлег в Тегенекли, но можно и в Нальчике)
  • [День 6] – Красные метки (Ночлег в Нальчике)
  • [День 7] – Коричневая метка (Ночлег в Пятигорске)

[День 1] – Приэльбрусье и Джилы-Су

Проехали на автомобиле: 220 км
Потратили на билеты: 100 рублей

Нам настолько не терпелось увидеть горы, что в первый же день, встав рано утром, мы отправились по самой живописной дороге Северного Кавказа – Национальному парку "Приэльбрусье" в направлении к урочищу #Джилы-Су

Еще совсем недавно дорога не имела асфальта. Вместо него была обычная грунтовая дорога. С целью развития туризма – эту дорогу решили заасфальтировать в 2008 году, но денежные средства исчезли в неизвестном направлении, поэтому прокладка асфальта затянулась до 2014 года.

Уникальность этого маршрута в том, что на протяжении всего пути мы не встретим одинаковых гор. Из-за этого у нас создалось впечатление, что перед нами "горное попурри" из разных стран.

Малкинское ущелье

Малкинское ущелье встречает нас аккуратными зелеными горами без деревьев. Как будто кто-то старательно поработал газонокосилкой.

Чем дальше от цивилизации, тем выше становятся горы. Аккуратную зелень разрывают камни. Появляются смотровые площадки для туристов. Правда совсем нет кафе и АЗС на пути.

Горы Аватара

Затем на вершинах появляются деревья и необычные самостоятельные обломки от гор, которые местные прозвали "Горы Аватара". Такое название из-за схожести этих обломков с инопланетным миром в фильме "Аватар".

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-7

Вид на Эльбрус

Стало заметно холоднее, потому что мы на самой высокой точке перевала – 2500 метров. Отсюда мы должны были первый раз во всей красе увидеть самую высокую гору России и Европы – Эльбрус. Но облачная погода решила отложить презентацию. Мы не унываем, так как по прогнозу вообще должен быть ливень. Прикрепляйте фото ниже в комментариях – кто смог отсюда увидеть #Эльбрус

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-8

Урочище Джилы-Су

Дорога приводит нас к закрытому шлагбауму. Чтобы попасть в урочище Джилы-Су, нужно заплатить по 50 рублей с человека. Рекомендую это сделать, чтобы погулять по одному из множества живописных троп. Или последовать нашему примеру – дойти до Нарзанного бассейна и водопада Султан. Это самый простой маршрут.

Больше фото с подробным описанием про маршрут этого дня – в отдельной статье по ссылке ниже:

⛰️ Ссылка на статью: Приэльбрусье. Что посмотреть на машине | Места красивее, чем в Швейцарии!

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-9
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-10
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-11

[День 2] – Ессентуки

Прошли пешком: 4 км
Потратили на билеты: 0 рублей

Ессентуки многие воспринимают, как место, куда отправляются в старости с целью подтянуть здоровье. Среди молодежи этот город сильно недооценен. Ведь это не только отличная логистическая точка для путешествий по ущельям Кавказских гор, но и сокровищница интересных достопримечательностей чем-то напоминающих чешские Карловы Вары.

Рекомендую погулять по городу после возвращения из ущелий. Или выделить полноценный день для осмотра всех достопримечательностей. Ниже ссылка на маршрут по городу:

🗺Ссылка на статью: Что посмотреть в Ессентуках | Наш ответ чешским Карловым Варам

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-12

Курортный парк

Ессентуки — это один из тех городов, где все самое интересное находится в парке, а точнее в курортном парке.

Парк появился в 1847 году по инициативе графа Михаила Воронцова, который в тот момент стал заведовать минеральными водами. Лечебный парк состоит из питьевых галерей, куда приходят каждый день пациенты за лечебными процедурами. Такие традиции лечения сохраняются и в наши дни. Помимо галерей в парке есть фонтаны, архитектурные памятники XIX века и просто много благоустроенной территории. Здесь настолько много интересных мест, что посвятил парку отдельную статью по ссылке ниже:

🌳 Ссылка на статью: Курортный парк в Ессентуках 1847 года | Питьевые галереи, поющий фонтан и немецкий фахверк

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-13
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-14

Питьевая галерея

Все мы с детства знаем, что #Ессентуки – это минеральная вода. Поэтому первое, что надо сделать, оказавшись в Ессентуках – пробовать минеральную воду из разных источников.

Ессентуки №4 и №17 можно попробовать в курортном парке, а можно сразу отправиться в санаторий "Виктория", в котором находится самая большая питьевая галерея в Европе, где можно попробовать все возможные источники Ессентуков.

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-15
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-16

Храмовый комплекс Петра и Павла

Перемещаемся на окраину города. Здесь на месте городской свалки местные греки не только благоустроили территорию, но и отстроили огромный храмовый комплекс с греческой и православной церквями, зоопарком и самой высокой статуей Христа в России. Что здесь еще интересного и почему греки для строительства выбрали именно Ессентуки – подробно в статье ниже.

⛪ Ссылка на статью: Рио-де-Ессентуки. Самая высокая статуя Христа в России в храмовом комплексе Петра и Павла

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-17
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-18

[День 3] – Перевал Гумбаши, Домбай, Мусса-Ачитара и Алибекский водопад

Проживание: Домбай
Проехали на автомобиле: 180 км
Потратили на билеты и парковку: 5100 рублей

Временно покидаем Ессентуки и отправляемся изучать самые красивые места Карачаево-Черкессии, а именно окрестности города-курорта Домбай. Туда мы решили поехать по живописному перевалу Гумбаши.

Перевал Гумбаши

Перевал Гумбаши – это наиболее короткий путь, соединяющий #Домбай с Ессентуками. Хоть здесь и не самое лучшее дорожное покрытие, но все прощаешь перед лицом красоты Кавказских гор. Именно здесь расступились облака, и мы впервые увидели Эльбрус.

Перевал настолько произвел на нас сильное впечатление, что я решил ему посвятить отдельную статью.

⛰Ссылка на статью: Перевал Гумбаши с видом на Эльбрус | Самая живописная дорога на Домбай

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-19
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-20
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-21

Домбай

Дорога по живописному ущелью заканчивается Домбайской поляной, окруженной снежными горами. Поселок-курорт состоит из гостиниц еще советской постройки, поэтому что-либо в самом Домбае смотреть нечего. Зато с поляны можно подняться аж на трех разных канатных дорогах до вершины горы #Мусса-Ачитара

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-22

Гора Мусса-Ачитара

Мусса-Ачитара – главная жемчужина Домбая, ради которой мы сюда приехали. Только здесь можно без каких-либо усилий подняться на высоту 3200 метров, потрогать снег в июне, и насладиться видом на панораму Кавказского хребта с обзором в 360 градусов! И все это сделать с нашим маленьким четырехлетним путешественником.

От этого подъема мы получили море впечатлений, с которыми делимся в отдельной статье по ссылке ниже:

Ссылка на статью: Гора Мусса-Ачитара в Домбае. Подъем с ребенком на самый доступный "трехтысячник" России

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-23
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-24

Алибекский водопад

Вернувшись с горы к обеду, мы решили отправиться по какому-нибудь трекинговому маршруту, чтобы остаться наедине с горной природой. К сожалению, почти все маршруты весьма сложны для путешествия с ребенком.

Есть одно исключение – это дорога к Алибекскому водопаду. До него от асфальтированной дороги 7 километров, что тоже весьма много. Но водопад делает доступным то, что 5 км пути можно проехать на автомобиле с высоким клиренсом. Мы были на LADA XRAY и без проблем преодолели этот путь.

Впереди нас ждала живописная дорога по Алибекскому ущелью, мосты через горные речки и красавец Алибекский водопад. Статья с подробным обзором всей тропы по ссылке:

💦 Ссылка на статью: Алибекский водопад. Как добраться на машине с ребенком до самого большого водопада Домбая

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-25
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-26
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-27

[День 3] – Древние Византийские храмы, Гоначхирское и Тебердинское ущелья

Проехали на автомобиле: 300 км
Потратили на билеты: 400 рублей

Третий день будет полностью посвящен обратному пути до Ессентуков. Только на этот раз мы поедем не через перевал Гумбаши, а через республиканскую столицу Черкесск. По пути посетим древние Византийские храмы Х века, ущелье Гончхир с живописным горным озером и приграничной зоной с Абхазии.

Ссылка на статью: Что посмотреть в Домбае | Обзор самых живописных мест для посещения с ребенком

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-28

Подвесной мост

Рано утром нет смысла выезжать, так как многие места закрыты. Раньше всех открывает свои ворота подвесной мост через речку Теберда (прим.: 8:00 утра).

Правда этот подвесной мост никто кроме нас за достопримечательность не считает, так как это часть пути до Бадукских озер. Идти до озер несколько часов по лесу, поэтому мы предпочли только прогуляться по мосту.

Мост нам очень понравился. Он качается, трясется и с него открывается красивый вид на Донбасскую поляну.

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-29
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-30

Ущелье Гоначхир

Когда-то по Военно-Сухумской дороге можно было добраться до побережья Черного море. Но после вооруженного конфликта между грузинами и абхазцами в 1992 году сквозное движение перекрыли.

Сегодня можно проехать по ущелью Гоначхир на автомобиле до пограничной зоны с Абхазией. В шаговой доступности от дороги будут ледники, водопады и горное озеро Туманлы-Кель с огромной форелью. Подробно об этой поездке отдельная статья ниже:

Ссылка на статью: Ущелье Гоначхир в Домбае | Озеро Туманлы-Кель с форелью, водопад и пограничная зона с Абхазией

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-31
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-32
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-33

Византийские храмы

Предлагаю разбавить природную красоту древней архитектурой. В X веке по Тебердинскому ущелью проходило ответвление Шелкового пути, связывающее прикавказье с побережьем Черного моря.

Торговые караваны стали привлекать разбойников из древнего государства Алания. На защиту торговой артерии встала Византийская Империя, решившая окультурить Аланию, строительством небольших христианских храмов. До наших дней дожило в сравнительно хорошем состоянии два таких храма: Сентинский и Шоанинский. Находятся они недалеко друг от друга и к храмам можно подъехать на автомобиле.

Сентинский храм

Для начала отправимся на Сентинский холм, на котором расположился Сентинский храм. Отсюда открывается живописный вид на ущелье, и храм буквально парит над ним.

Сам храм – уникальный памятник архитектуры Х века, в котором сохранились древние фрески. Однако церковь не видела реставрации со времен Российской империи, поэтому фасад здания медленно разрушается. Весь интерьер осквернен вандалами. Полный обзор с этого места по ссылке ниже:

Ссылка на статью: Сентинский храм на Кавказе | Как медленно погибает архитектурное сокровище X века

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-34
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-35
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-36

Шоанинский храм

В нескольких километров от Сентинского храма стоит византийский родственник X века – Шоанинский храм. Живописное местоположение на вершине скалы чем-то напоминает страну Сан-Марино, где бежевые церкви на верхушке скал являются символом страны.

Шоанинский храм сохранился намного лучше Сентинского усилиями инициативной группы жителей соседнего села Коста Хетагурова. Они на собственные средства провели реставрацию и с тех пор каждый день приходят сюда и проверяют состояние и порядок в храме. По ссылке ниже полный обзор с этого места

Ссылка на статью: Шоанинский храм X века | Древнейший византийский храм на Кавказе

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-37
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-38
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-39

Поздно вечером мы вернулись в Ессентуки. Снова ночуем в знакомом нам городе и рано утром выдвигаем в новое ущелье – только уже в Кабардино-Балкарской республике.

[День 4] – Чегемское ущелье: водопады и "Город мертвых" в Эльтюбю

Проживание: Тегенекли
Проехали на автомобиле: 310 км
Потратили на билеты: 0 рублей

Снова встаем рано утром и отправляемся в Кабардино-Балкарскую Республику, где проведем почти все оставшиеся дни нашего путешествия. На въезде в КБЧ нас на блокпосту остановил омон с автоматами для досмотра автомобиля – непривычная картина в глазах поволжского жителя. Это не сбило настрой, и мы отправились в Чегемское ущелье, чтобы посмотреть на знаменитые водопады и древние склепы ХI века.

Ссылка на статью: Чегемское ущелье Кавказа. Маршрут по самым живописным местам: водопады, город мертвых

Чегемские водопады

В какой-то момент широкое ущелье резко стало узким. В самом узком месте расстояние между горами всего 20-30 метров. Такое "горлышко" называется "тесниной". Объясняется это тем, что много веков назад здесь было дно мирового океана. А сегодня живописное место, куда ежедневно приезжают туристы на автобусах.

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-40

В этом узком месте ущелья расположились знаменитые Чегемские водопады. С высоты 50-60 метров падает горная река, которая из-за особенности рельефа образует целый каскад водопадов и плачущие горы. Но вы здесь не сможете в одиночестве и в тишине насладиться видом, так как прямо напротив водопадов раскинулся целый рынок с автомобильной стоянкой. Возможно из-за этого мы не прочувствовали это место. Подробный обзор в статье ниже:

💦 Ссылка на статью: Чегемские водопады – жемчужина Кавказа, утонувшая в рынках, кафе и зазывалах

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-41

Город мертвых в Эльтюбю

Большинство туристов, посмотрев водопады, разворачиваются и едут обратно в сторону Нальчика. Но можно продолжить путешествие и отправиться по ущелью дальше к аулу Эльтюбю, где в самом живописном месте стоят древние склепы ХI века. Туристы прозвали это место "Город мертвых".

Склепы были разграблены еще в эпоху СССР, поэтому это место не должно пугать. Хотя Эльтюбю называют мистическим с особенной энергетикой, где начинают отставать механические часы. Проверить этот факт не мог, так как не ношу таких часов.

🏰 Ссылка на статью: Эльтюбю – живописный город мертвых XI века на Кавказе | Как добраться, история

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-42
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-43
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-44

На Чегемское ущелье у нас не ушло много времени, поэтому после обеда отправились в соседнее Баксанское ущелье, откуда с утра планируем подняться на канатной дороге до вершины Эльбруса. Для этого решили переночевать в гостинице недалеко от Эльбруса в ауле Тегенекли.

[День 5] – Баксанское ущелье: Эльбрус и Чегет

Проживание: Нальчик
Проехали на автомобиле: 130 км
Потратили на билеты и парковку: 3800 рублей

Встав рано утром, сразу рванули к подъемникам на Эльбрус. Правда они начинают свою работу только в 9:00 утра. Для тех кто не знает Эльбрус (5642 метра) – это самая высокая вершина России и Европы. В хорошую погоду Эльбрус видно за много километров отсюда, а с Эльбруса открывается красивый вид на снежный Кавказский хребет.

Отмечу, что на вершину Эльбруса без специальной подготовки подняться не получится. Зато можно на комфортных кабинках канатной дороги подняться до станции Гара-баши, которая находится на высоте 3847 метров. Хотя даже эта высота может быть опасной для здоровья без специальной подготовки.

Как подготовится к подъему, а также подробный обзор нашего опыта по ссылке ниже:

Ссылка на статью: Эльбрус. Подъем с ребенком на самую высокую вершину России и Кавказа

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-45
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-46
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-47

Подъем на Чегет

Спустившись с Эльбруса, отправляемся на вторую по популярности вершину Баксанского ущелья – Чегет.

Для меня было сюрпризом, что из низины Баксанского ущелья не видна вершина Эльбруса. Но находчивые балкарцы нашли решение. Они в 1960-х построили канатную дорогу на вершину соседней горы #Чегет . С тех пор туристы поднимаются на Чегет, чтобы посмотреть на Эльбрус и Ледник "семерка"

Подробная статья про наш подъем по ссылке ниже:

Ссылка на статью: Гора Чегет. Подъем с ребенком на вершину с лучшим видом на Эльбрус

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-48
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-49
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-50

Баксанское ущелье

Далее нас ждала дорога обратно по Баксанскому ущелью в сторону Нальчика. В #ущелье сделали несколько остановок возле горной речки Баксан и в самом высокогорном городе России – Тырныауз. Подробно об ущелье по ссылке ниже:

Ссылка на статью: Что посмотреть в Баксанском ущелье | Эльбрус, Чегет и красивые места

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-51
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-52
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-53

[День 6] – Нальчик, Черекское ущелье с голубыми озерами и аулом Верхняя Балкария

Проживание: Пятигорск
Проехали на автомобиле: 250 км
Прошли пешком: 8 км
Потратили на билеты: 50 рублей

Изначально мы не планировали особо смотреть Нальчик, но немного прогулявшись вечером 5-го дня, поняли, что города нам не хватило. Поэтому рано утром мы снова отправились в #Нальчик для прогулки по центру.

Вроде с одной стороны здесь нет каких-либо "ВАУ достопримечательностях", но гулять очень интересно и приятно. Никогда бы не подумал, что этот город 16 лет назад чуть не был захвачен террористами. Сегодня Нальчик считается одним из самых благоустроенных городов России. Что интересного посмотрели мы – подробно в статье ниже:

🗺Ссылка на статью: Что посмотреть в Нальчике | Красивые места самого благоустроенного города России

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-54
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-55

Черекское ущелье

Ближе к обеду мы рванули в последнее ущелье в нашем путешествии – Черекское.

Черекское ущелье – еще одно популярное туристическое направление в Кабардино-Балкарии, где можно много встретить туристических автобусов. В этом ущелье можно увидеть голубые озера, пройтись по старой автомобильной дороге над опасным обрывом в 250 метров и увидеть печальное последствие "черекской трагедии" в результате которой 18 аулов превратились в руины.

Ссылка на статью: Что посмотреть в Черекском ущелье | Голубые озера, черекская теснина и аулы Верхней Балкарии

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-56

Нижнее голубое озеро (Церик-Кёль)

За все наше путешествие мы увидели практически все многообразие горной природы, кроме голубых озер. Дополнить коллекцию нам помогло Черекское ущелье, где совсем рядом с асфальтированной дорогой находится – голубое озеро. В других ущельях, чтобы посмотреть на голубую воду нужно несколько часов подниматься в горы. Правда и природа происхождения такого цвета заметно отличается от горных озер. Черекское голубое озеро содержит в воде много сероводорода – от этого здесь такой синий цвет.

Наиболее популярный водоем – Нижнее голубое озеро, которое является вторым в мире по глубине среди карстовых озер. Помимо нижнего рядом есть еще Верхнее голубое озеро. Ниже статья с нашей подробной прогулкой по Чегемским голубым озерам:

💦 Ссылка на статью: Голубые озёра Черекского ущелья. Обзор самых доступных озер Кавказа

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-57
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-58

Черекская теснина

После голубых озер куда-то исчезает асфальт, появляется туннель, который был построен только в 1990-х. Во время Российской империи дорога шла правее вдоль опасного обрыва глубиной 250 метров. Людям было настолько страшно проезжать здесь, что они дорогу прозвали "Пронеси Господи".

Сегодня опасная отвесная дорога превратилась в туристический объект с красивым видом на теснину в ущелье. Подробная статья с нашей прогулки ниже по ссылке:

Ссылка на статью: Черекская теснина на Кавказе. Опасная автомобильная дорога в горах без отбойников над обрывом

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-59
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-60
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-61

Верхняя Балкария

После прогулки по теснине возвращаемся в автомобиль и едем к следующей точке – аулу Верхняя Балкария. Аул образовался в результате трагических событий 1940-х. И это не связано с фашистами. Специальный батальон НКВД по ложному доносу в дезертирстве получил приказ: "Стереть с лица земли аул Средняя Балкария". Таким образом 18 аулов XVII века превратились в руины, 1500 жителей, включая женщин, детей и стариков – были расстреляны. В историю нашей страны эта трагедия вошла под названием "Черекская трагедия".

Когда Советская власть реабилитировала балкарцев, они отказались возвращаться в разрушенные аулы. Балкарцы со всех аулов объединились в одном большом поселении – Верхняя Балкария.

Наш обзор с прогулки по разрушенному аулу Кюннюм, где сохранилась сторожевая башня XVII века, по ссылке ниже:

🏰 Ссылка на статью: Верхняя Балкария – руины аула Кюннюм | Почему СССР превратил аулы в руины и отдал земли балкарцев Грузии

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-62
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-63
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-64

Замок Шато-Эркен

Покидаем Черекское ущелье и двигаемся в пригород Нальчика. Здесь есть небольшой уголок Франции с виноградниками, яблонями и настоящим средневековым замком. Весь этот комплекс называется Шато-Эркен.

Конечно, здесь никакой исторической подоплеки с французами нет. Замок – это новодел начала XXI века, но это совсем не означает, что будет скучно. Ссылка на статью об этом месте ниже по ссылке:

🏰 Ссылка на статью: Замок Шато-Эркен в Кабардино-Балкарии | Средневековый замок посреди виноградников Кавказа

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-65
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-66

После осмотра замка уже ближе к ночи мы приехали в Пятигорск. На следующую ночь у нас запланирован вылет домой из Минеральных вод, а это означает, что мы еще успеем целый день погулять по Пятигорску.

[День 7] – Пятигорск

Прошли пешком: 12 км
Потратили на билеты: 0 рублей

Пятигорск – город-курорт в Ставропольском крае, который по удивительному стечению не является столицей в своем регионе, но главенствует среди всех курортов Кавказских минеральных вод (КМВ) и является административным центром Северо-Кавказского федерального округа. А еще в Пятигорске снимали фильм "12 стульев", и город неразрывно связан с именем М. Ю. Лермонтова, поэтому здесь есть целый маршрут по Лермонтовским местам.

🗺Ссылка на статью: Что посмотреть в Пятигорске за 1 день | Лермонтовские места, парк "Цветник", места съемок "12 стульев"

Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-67
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-68
Северный Кавказ на сегодняшний день остается местом с нераскрытым туристическим потенциалом. Почему-то о кавказских красотах мало пишут.-69

Подписывайтесь на канал и хештег #manikol.путешествия чтобы не пропустить новые статьи об интересных местах нашей необъятной страны.

Еще статьи от автора:

🗺️ Ссылка на статью: Крым за 14 дней. Все достопримечательности в готовом путешествии под ключ