246 подписчиков

ЕГЭ. 1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

956 прочитали
Небольшое лирическое отступление, для изучения культуры и основных её элементов (науки, искусства и т.д.

Небольшое лирическое отступление, для изучения культуры и основных её элементов (науки, искусства и т.д.) в кодификаторе ОГЭ выделяется отдельный раздел - Сфера духовной культуры, а вот в кодификаторе ЕГЭ эти темы включаются в блок Человек и общество. Получается слишком большой смысловой разброс - тут тебе и человек как биосоциальное существо, и общество с его системным строением, и культура с её разновидностями и формами, и глобализация и много чего ещё. Поэтому рассматривая данный раздел, я обычно отступаю от той последовательности, которая указана в кодификаторе ЕГЭ - сначала мы рассматриваем темы 1.1. - 1.7 "человек", потом темы 1.8 - 1.9, 1.16 - 1.18 "общество и его развитие", а потом уже 1.10 - 1.15 "культура".

"Культура" - это один из самых многозначных терминов, которые рассматриваются в рамках курса обществознания. В настоящий момент насчитывается более 1000 определений понятия "культура". Причина заключается в том, что в широком смысле под культурой мы понимаем всё, что создано человеком - это и материальные объекты, созданные человеком в процессе производства, это и социальные отношения, которые возникают между людьми, это и система ценностей, которых придерживается общество, это научные открытия, священные религиозные тексты, школьные учебники и т.д. Поэтому в зависимости от того, что мы ставим во главу угла, мы выделяем разные подходы к пониманию культуры и разные определения "культуры" соответственно.

Подходы к пониманию культуры
Подходы к пониманию культуры

Культуру иногда определяют как вторую природу человека - дело в том, что современный человек существует в искусственно созданной среде обитания. Эта среда создана самим человеком и обособляет общество от естественной природной среды - мы все живём в построенных кем-то и когда-то домах, перемещаемся на автомобилях или общественном транспорте, гуляем по уложенным плиткой тротуарам и т.д. То есть мы буквально отделены (обособлены) от природы культурой.

Функции культуры

Рассмотрение функций культуры крайне важный момент. Дальнейшие темы в кодификаторе ЕГЭ будут посвящены отдельным областям культуры - наука, образование, религия, искусство, мораль. Для каждой из этих областей мы будем раскрывать их функции. Но поскольку каждая из них является составляющей культуры, обозначенные нами сейчас функции можно применить и к науке, и к образованию и т.д.

1. Мировоззренческая функция. Мировоззрение человека отражает его представления об окружающем мире (природном и социальном) и о самом себе. Структуру мировоззрения составляют знания, ценности, и убеждения человека. Все эти элементы формируются под воздействием культуры и таким образом культура определяет мировоззрение человека. Например, религия формирует представление человека об окружающем мире как о созданном сверхъестественными силами и существующим по незримым, сверхъестественным законам.

2. Познавательная функция. Культура обеспечивает накопление знаний человечества о мире, а также обеспечивает условия для дальнейшего познания и освоения мира. Например, наука открывает новые знания, образование позволяет получить эти знания, профессиональное образование готовит учёных, которые дальше будут открывать всё новые и новые знания.

3. Воспитательная функция. Воспитание, по сути, это процесс развития личности человека, формирование определённой системы ценностей, определяющей его поведение и отношение к самому себе, другим людям, природной среде и т.д. С точки зрения аксиологического подхода, как мы выяснили, культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми. Поэтому связь культуры и процесса воспитания человека очевидна. Например, уроки патриотического воспитания в школах, полотна Шишкина, воспевающие красоту российской природы и т.д.

4. Регулятивная (нормативная) функция. Эта функция заключается в том, что культура обеспечивает формирование определённой системы норм и требований общества к поведению и деятельности людей. Вспоминаем про социологический подход к пониманию культуры. В качестве примера мы можем привести нормы морали, которые учит нас помогать пожилым людям переходить дорогу, уступать им место в общественном транспорте и т.д.

5. Информационная функция (функция преемственности). Эта функция заключается в том, что культура обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта от одного поколения к другому. Например, наука не просто открывает новые знания, она их систематизирует и накапливает, для того чтобы передать в наследие последующим поколениям. Многие религиозные догматы и заповеди были созданы сотни тысяч лет назад и по-прежнему передаются и прививаются всё новым поколениям верующих.

6. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает общение людей друг с другом. Например, оказавшись на выставке полотен Васнецова, мы с лёгкостью можем завязать разговор с любым посетителем, потому что нам есть, что обсудить - полотна Васнецова.

7. Социализирующая функция. В процессе социализации индивида происходит становление его личности, усвоение определённой системы знаний, норм, ценностей. Функция социализации, как мы видим, является интегральной и тесно связана с предыдущими функциями культуры.

Разновидности культуры.

Классификация видов культуры крайне обширна и разнообразна.

Небольшое лирическое отступление, для изучения культуры и основных её элементов (науки, искусства и т.д.-3

Чуть более подробно следует остановиться на материальной и духовной культуре. Материальная культура удовлетворяет материальные потребности индивида, она включает в себя результаты материального производства, т.е. все физические объекты, которые создаются людьми. Духовная культура удовлетворяет духовные потребности, она представляет собой результат духовной деятельности человека - его знания, ценности, идеалы и т.д. Материальная культура создаётся экономической сферой общества, а духовная культура соответственно - духовной, она включает в себя науку, образование, религию, искусство и мораль.

Материальная и духовная культура тесно связаны, например картины, созданные художником, являются произведением искусства и относятся к духовной культуре. Художник хотел запечатлеть и передать зрителям какие-то эмоции или идеи. Но для этого он использовал не только свои творческие способности, он использовал холст, мольберт, краски - а это продукты материальной культуры.

Отдельно остановимся на последней из приведённых нами разновидности культуры. По уровню мастерства и типу аудитории выделяют три вида культуры:

  • элитарная (высокая),
  • народная,
  • массовая

Иногда их называют формами культуры, иногда типами культуры.

Формы культуры
Формы культуры

Примеры народной культуры мы уже указали - пословицы и поговорки, примерами массовой культуры являются - развлекательный кинематограф, реклама, ток-шоу на телевидении, популярная музыка, популярная одежда из массмаркета и т.д. К элитарной культуре относятся - балет, опера, высокая мода, авангардное искусство, некоммерческое артхаусное кино и т.д.

Важно понимать, что эти три формы культуры не существуют отдельно друг от друга, можно привести множество примеров взаимопроникновения народной, массовой и элитарной культуры. Например, мультфильм о трёх богатырях (Три богатыря и Шамаханская царица) - пример взаимодействия народной и массовой культуры. Сказочная опера «Снегурочка», опера-былина «Садко» - примеры взаимодействия народной и элитарной культуры.

В некоторых источниках можно столкнуться с ещё одной формой культуры - экранная культура. Она не приведена в нашей классификации, поскольку не подходит ни к одному из указанных нами критериев. Экранной культура становится не по своему содержанию, а по форме представления для аудитории. Продукты экранной культуры заточены под демонстрацию (буквально) на экране - экране телевизора, мониторе компьютера, экране кинотеатра и т.д. То есть, например, трансляция балета "Щелкунчик" в кинотеатрах, это пример элитарной культуры (по уровню мастерства и типу аудитории) и экранной культуры (по форме представления для аудитории)

Как мы видим из всего выше сказанного, культура - крайне сложное и многообразное явление. Поэтому неудивительно, что наряду с доминирующей в обществе культурой возникает множество субъкультур и даже контркультур. Доминирующая культура основывается на системе ценностей и норм, которыми руководствуется большинство членов общества. Субкультура основывается на система ценностей и норм, которые отличны от общепризнанной системы и свойственны узкой группе людей. Например, такие молодёжные субкультуры как эмо, готы, панки, хиппи, хипстеры и т.д. Контркультура является разновидностью субкультуры, её система ценностей и норм не просто отличается, а противопоставлена доминирующей общепризнанной системе. Например, хиппи и панки являются не просто субкультурой, а контркультурой.

На этом всё.

Всех благ и радостей.