Найти тему
На перекладных.

Самая большая картина Лувра: вернуть нельзя оставить

Музей Лувра. Фото Benh LIEU SONG
Музей Лувра. Фото Benh LIEU SONG

Больше двух столетий картина "Брак в Кане", созданная итальянским мастером, украшает стены Лувра. И примерно столько же времени итальянцы, а точнее, венецианцы настаивают на ее возвращении домой, на остров Сан-Джорджо Маджоре, в трапезную бенедиктинского монастыря, для которой она и была написана.

Вид на остров Сан-Джорджо Маджоре с площади Сан Марко.
Вид на остров Сан-Джорджо Маджоре с площади Сан Марко.

В 1561 году здесь под руководством легендарного Палладио была закончена реконструкция. Белоснежный зал требовал финального завершения. Им должна была стать картина, которая заполнила бы дальнюю торцовую стену. Стена огромная, больше 60 квадратных метров. Сюда просилась традиционная фреска, но это - Венеция, где влажность зашкаливает, поэтому можно было использовать только масляные краски. Характер помещения диктовал выбор темы: одна из знаменитых библейских трапез. Например - Брак в Кане. В картине должно быть большое количество персонажей. И время отведенное на работу - вполне определенное. Чуть больше года. Кого выбрать в качестве автора? Венеции богата талантливейшими мастерами. В это время еще работает великий Тициан, и уже творит дерзкий Тинторетто. Однако, выбор бенедиктинцев падает на Паоло Кальяри Веронезе.

Понаехавший.

"Прославленный Венецией, Паоло Кальяри был воспитан Вероной", - скажет много позже П. Муратов, знаток итальянского искусства. Он, действительно, "неместный". Веронезе – веронец. Но к 1562 году – времени заказа – уже признанный в Венеции художник со своим особым подчерком. Колорит, экспрессивность, яркая декоративность, даже некоторая театральность неизменно привлекают внимание к его работам. 34 – летний Веронезе берет заказ, и выполняет его за оговоренные в контракте 15 месяцев. 67 квадратных метров, 132 фигуры, 6 собак, кошка и попугай. Получает кстати, достаточно скромное вознаграждение – 324 дуката. А картина становится этапным, знаковым произведением не только для Италии, но для всего европейского искусства.

П. Веронезе "Брак в Кане". Фото из открытых источников Сети.
П. Веронезе "Брак в Кане". Фото из открытых источников Сети.

А что, так можно было?

Она написана на евангельский сюжет. Первое чудо Христа. Он превращает воду в вино на свадебном пиру в Кане.

Спаситель - за пиршественным столом, в центре, рядом некоторые из учеников и Дева Мария. Все в традиционных для библейских сюжетов одеждах. Фигуры Христа и Марии выделены с помощью нимбов, то есть используется достаточно архаичная система символов.

Фрагмент картины.
Фрагмент картины.

Но на этом архаичность и точное следование библейской "правде" заканчивается. Отступая от канонов Веронезе, безбоязненно смешивает легендарное с "низким", житейским, сиюминутным, используя свои наблюдения.

Одевает жениха с невестой и их гостей в великолепные костюмы, сшитые по моде 16 века, в руки музыкантам дает созвучные своему времени инструменты. Рисует пейзаж заднего плана мало напоминающим библейскую Кану.

При этом не забывает о традиционных евангельских символах и знаках. На балконе слуги разделывают ягненка для пиршественного стола – с одной стороны фрагмент жанрового мотива, с другой – отсылка к агнцу, одному из образов Христа. На столике, на первом плане - песочные часы, необходимый символ быстротечности жизни, напоминание о смерти и неизбежном уходе.

-5

Жизнь, меняющая свои обличия – вот, что главное. Это транслирует Веронезе, смешивая жанры и эпохи, вовлекая зрителей в орбиту собственных представлений и интересов.

. А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты годитесь.

-6

Это относится к веселому квартету или даже квинтету на первом плане. Они, действительно, не очень годятся в музыканты, просто потому, что это художники. Современники Веронезе. Самые значимые представители венецианской живописной школы. Историк искусства Марко Боскини, примерно через 100 лет опознал в человеке с басовой виолой ( похожей на виолончель или контрабас) Тициана, он ведет главную партию, по которой настраиваются все остальные. Сам Веронезе играет на виоле да браччо, он напротив Тициана в белых одеждах. С кларнетом – Бассано. Что касается Тинторетто, то тут "показания" расходятся. Кто-то считает, что он рядом с Тицианом, тогда за спиной Веронезе - его брат Бенедетто. В других источниках около Веронезе именно он.

Еще одно неожиданное откровение гения, его взгляд на существующее положение вещей. Специалисты утверждают, что кроме художников на первом плане, с левой стороны можно идентифицировать еще целый ряд персонажей. Среди них король Франции Франциск Первый, его жена Элеонора Австрийская, шут Трибуле, королева Англии Мария Первая, император Священной Римской империи Карл Пятый, султан Оттоманской империи Сулейман Первый Великолепный, маркиза Виттория Колонна, приятельница Микеланджело, маркиза Джулия Гонзага, архиепископ Кентерберийский Поуле. Справа от зрителей, скорее всего, члены орденской общины.

-7

Вот такой маскарад. При желании и наличии времени можно заняться дальнейшей идентификацией персонажей.

Зная, кто есть кто, интереснее рассматривать картину. Композиция тоже выглядит очень символичной. В центре художники, творцы, на одной линии с Христом.

Нескромная соседка.

Некоторые знатоки утверждают, что среди персонажей «Брака в Кане» есть и знаменитый архитектор Палладио. Это было бы справедливо. Его вполне можно считать полноправным соавтором картины, ставшей значимой и эпохальной не только для своего времени. Пропорциями зала трапезной был задан особый художественный ритм картины. Размеры самой картины, высота на которую она будет повешена, расстояние, с которого зритель бросит первый взгляд на работу, а это ни много, ни мало 40 метров, все это учитывалось при создании произведения. И это работало. Ирина Александровна Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина, рассказывала, какое огромное впечатление на нее произвела даже факсимильная копия знаменитой картины, сделанная в Мадриде по заказу венецианцев и установленная в трапезной.

Оригинал же до сих пор висит в Лувре, напротив легендарной камерной Джоконды. Руку к перемещению шедевра приложил Наполеон, будучи даже еще не императором, а только первым консулом французской республики. «Брак в Кане», в числе других произведений искусства, был вывезен во Францию по его приказу. К чести французов надо сказать, что к транспортировке шедевра они отнеслись ответственно, хотя в какой-то момент ему серьезно угрожали корабельные крысы. Кстати, для перевозки холст был разрезан на две части, а затем сшит. Ветхость старинного холста французские хранители и выставляют в качестве основной причины отказа венецианцам, требующим возвращения сокровища на историческую родину. Вернуть нельзя оставить. Сейчас дело обстоит именно так.

В ГМИИ им. Пушкина хранится копия фрагмента картины, предположительно сделанная во второй половине 18 века - "Кончертино". Пока Лувр для нас закрыт, и подлинник недоступен, можно смирить гордыню и вглядеться в эту "Группу музицирующих". Вдруг повезет точно идентифицировать Тинторетто в одном из музыкантов?