Найти тему
Народ Востока

Как советские солдаты относились к евреям, когда освобождали Европу?

В тот момент, когда Красная армия переступила свою довоенную границу, никто и не думал, что будет воссоздано государство Израиль. По этой причине у Сталина не было никаких поводов, чтобы притеснять советских евреев и не доверять евреям иностранным.

Учитывая, что дети Сиона стали одной из главных движущих сил революции, к середине 1940-х годов их было много в правительстве, госорганах, разведке и контрразведке, вооруженных силах. В РККА имелось несколько еврейских генералов, а количество Героев СССР среди этого народа просто зашкаливало – четвертое место после русских, украинцев и белорусов, учитывая, что по численности они были только седьмыми.

Поэтому в нашей стране на тот момент антисемитизма не было. Разумеется, иногда случались трения на бытовом уровне, но государство этого не поощряло. Перед тем, как перейти границу, командиры частей и политруки много говорили со своими солдатами. Они объяснили, что Польша является союзником СССР, что она также много перенесла во время войны, что это славянская страна с близкой нам культурой. Отдельные слова были сказаны о евреях.

Первым из немецких лагерей, которые был захвачен и освобожден Красной армией, стал Maйдaнeк, который находился на самом востоке страны неподалеку от Люблина. Наши бойцы заняли его 23-о июля 1944-о года и уже через неделю допустили туда западных журналистов.

За ним последовал Ayшвиц, который взяли штурмом утром 27-о января 1945-о года. Командиры отдали приказ не использовать артиллерию, а потому солдаты шли в атаку без поддержки. Следом за ним, буквально по пятам, двигались врачи. Простые бойцы понятия не имели, что именно находится перед ними. Когда к ним навстречу побежали люди в полосатых робах, они насторожились, потому что знали – немцы могут переодеваться в гражданских. Слава богу, все обошлось – отличить откормленных эсэсовцев от узников не составило большого труда.

Медики РККА стали оказывать помощь освобожденным практически сразу. Но в основном, ими занялись на следующий день, когда до места добрался подвижной госпиталь. На следующий день войска догнали и тыловые части, в которых были полевые кухни. Чуть позже сюда пришли врачи из польского отделения Красного креста.

Сумели выжить многие знаменитые личности. Например, Отто Франк, отец Анны Франк, известный психолог Виктор Франкл, Эли Визель, лауреат Нобелевской премии мира 1986-о года, Имре Кертес, который получил нобелевку по литературе в 2002-м году. Многие из них оставили воспоминания, как их освободили и выходили русские люди.

Но главным были даже не лекарства и еда – большинство узников пять лет не видели человеческого участия и внимания. Они очень изголодались по доброте, и советские люди предоставили им это. Для освобожденных евреев русские солдаты были первыми друзьями, которых они видели за несколько лет.

Красная армия пришла, чтобы освободить Европу, не в ее силах было изменить здешнюю жизнь. Поэтому, когда лагеря были захвачены, тем, кто там находился, буквально некуда было идти. Их дома и квартиры были давно переданы полякам и немцам, которые долгое время спали на кроватях евреев, сидели на еврейской мебели, смотрели на картины, которые висели на стенах. Никто из них не был раз возвращению прежних хозяев, в послевоенной Польше даже было несколько пoгрoмoв, направленных на таких возвращенцев.

-4

Этой проблемой не могла и не должна была заниматься РККА. Поэтому еще долгое время бывшие зэка оставались в своих лагерях, ворота которых уже были открыты. Их теперь называли «лагерями для интернированных», т.к. бывших узников было буквально некуда деть. Большинство из них вскоре уехали – в США, если очень повезло, в Британскую Палестину, если повезло не очень.