2,2K подписчиков

Почему Моцарт - величайший оперный композитор

«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно. Больше всего «Дон Жуана», ибо благодаря ему я узнал, что такое музыка…(Петр Ильич Чайковский)
"В области оперы он не имеет до сих пор ни одного соперника..."(Петр Ильич Чайковский)
«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.

Что было до того: Непослушный "мальчишка Моцарт"

Из "Истории музыки" Пауля Беккера мы узнаем об экономическом положении профессионального музыканта в Европе 18 века:

  • Гравировать музыку стоило очень дорого, она была, как правило, рукописная.
  • Концертной публики до конца 18 века, фактически, не было. Все музыкальные "слушания" происходили в рамках аристократических солонов, при дворе и в церкви. Это были не концерты, а музыка была органически встроена в жизнь.
  • Гонорары были ничтожные. Уже в самом конце 18 - начале 19 века, отец Шуберта, школьный учитель, выгнал сына из дома без содержания за то, что тот выбрал себе музыку, не мог без нее жить, и занимался только ею. Бюргер из пригорода Вены, Теодор Шуберт считал путь сына неприличным нищенством, а родители любимой девушки отказали по ему по той же причине.
  • Музыканты жили на должностях, как Йозиф Гайдн у Эстергази, а не как свободные художники.
  • Как следствие этого, они должны были угождать вкусу работодателей, подобно тому, как "молодой Моцарт писал мессы по вкусу архиепископа Зальцбургского, проклиная его и находя свое положение невыносимым"(Г.В.Чичерин)
«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-2

Бетховен уже жил как свободный художник, но переворот в этом был произведен именно Моцартом, а Бетховен шел по открытому им пути. Моцарт - первый в известной нам истории композитор - представитель артистической богемы.

Г.В.Чичерин, рассуждая как нарком и совсем не пацифист, писал о том, что участь Моцарта была предопределена, так как "работа на свободный рынок означала нищету. От этого Моцарт и погиб..." Можно ли с этим поспорить, судить читателю. Но факт остается фактом: в условиях рынка художник практически всегда стоит перед тяжким выбором: подчиниться ли творческому вдохновению или угождать вкусам публики, далеко не совершенным. Примеры - прямо перед нами.

Он может повести публику за собой лишь при нескольких условиях:

  • Если обстоятельства его жизни сложатся благоприятно и не нужно будет идти в интеллектуальное рабство.
  • Если художник - тип героического характера, способного не только бросить вызов обществу, но и отстоять "свою правду". Таким был Бетховен.
  • Но, пожалуй, в обоих случаях, в жизни истинных творцов, будет наблюдаться то, о чем говорят: "Провидение, промысел Божий хранит". Возможно, это главное условие: то, что действительно полезно для других, должно быть по-настоящему охраняемо.
«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-3

Но если ты просто веселый и гениальный бунтарь, особенно, обремененный огромным семейством (20 детей!), как Бах, для начальства ты будешь никем, потому что каждый оценивает в меру своего разумения. Для "работодателя" архиепископа Моцарт тоже был просто глупым, непослушным и непочтительным мальчишкой.

Один из распространенных стереотипов о Моцарте тот, что он писал "объективную музыку", не передавая ни своей личной заинтересованности, ни своей личной страсти. Сегодня ту же идею преподносят как "космизм Моцарта - ничего личного, ребята!"

Верно только в том смысле, что сама классическая музыкальная система, какой она сложилась полностью в 18 веке, действительно, пытается передать универсальные законы мирозданья. По этой причине, так называемая "классическая музыка" не устареет до тех пор, пока эти законы существуют. Это законы космического порядка, кристаллизация упорядоченного мира из хаоса.

«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-4

Обычно Моцарта в этом смысле сравнивают с Бетховеным - вот, Бетховен субъективен, личностен! А Моцарт - нет.

Но не будем забывать о существовании драматургического мышления, которым Моцарт обладал в высшей степени. Это такое воплощение собственных эмоций, с помощью разных персонажей в драме. Помните у Шекспира: "Весь мир - театр, а люди в нем - актеры"? На внутренней сцене, в психологической жизни человека его мыслеформы, чувства, идеи - становятся образами. Они взаимодействуют друг с другом, в каждой душе образуя свой внутренний театр.

И вот это Моцарт умел передавать лучше всего. Почему он и стал величайшим оперным композитором, а не просто драматургом или только автором симфоний. Когда мы смотрим драму, кино, читаем книгу и слушаем музыку, мы находим соответствие своим переживаниям и узнаем их в художественных образах. И так как человек противоречив, эти "персонажи" также могут быть непохожими и даже конфликтовать друг с другом.

Оперные персонажи Моцарта - это он сам. Разные грани его любящей души. Моцарт - Папагено. Но Моцарт - и Дон Жуан. Он и гордая донна Анна, смертельно обиженная Дон Жуаном, и Донна Эльвира, которая пытается его спасти, несмотря на его предательство... и Тамино, и Зорастро. Он же и Фигаро, и Сюзанна, и Графиня, и даже маленькая Барбарина...

«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-5

Как человек может вместить в себя целый мир и жить страстями и откровениями этого мира? Загадка гениальности!

Итак, секрет перевоплощения в том, что это не есть "перевоплощение" в прямом смысле слова. Никто ни во что не превращается. Перевоплощение возможно лишь тогда, когда открываешь в себе разные грани и качества характера, мысли и чувства, способные стать созвучными всему миру.

И именно этим свойством Моцарт обладал в полной мере.

Что же касается эмоциональных глубин музыки Моцарта, то мы напишем об этом в отдельных статьях.

Продолжение следует...

Поделитесь своими согласием или возражениями в комментариях, и спасибо, что дочитали до конца. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые статьи и видео.

Популярное на канале:

«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-6
«В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно.-7

Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Некоторые темы только намечены. Некоторые уже вызывают отклик.

Подписывайтесь на канал . В нем ес ть и жизнь, и философ ия, и даже юмор с самоиронией. Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.

Про забавного котика , вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?

Серия про живопись автора и живопись вообще

И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина . Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.