1. Немного о фильме
Оригинальное название: "Deep Rising".
Локализированная версия: "Подъём с глубины".
Этот диснеевский фильм (выпущенный под лейблом Hollywood Pictures) должен был стать крупным летним блокбастером, дата выхода была запланирована на май 1996 года, в главной роли предлагали сняться Харрисону Форду, выделить на это приличный бюджет. Но что-то пошло не так. Сначала отказался Форд, на замену пришел Трит Уильямс, актёр он конечно забавный, но в одиночку такой фильм вытянуть ему тяжеловато. После отказа Форда сильно сократили бюджет. Компания, занимавшаяся производством, испытывала серъёзные финансовые проблемы (Cinergi Pictures основанная легендарным продюсером Эндрю Джорджем Вайной в итоге в 1998 году обанкротилась, и все её проекты выкупила Disney). Режиссёр Стивен Соммерс не поладил с главной актрисой Клэр Форлани, уже по ходу съёмок её заменила Фамке Янссен. Продюсеры поначалу не хотели брать её, поскольку считали слишком узнаваемой после её роли в "Золотом глазе", но Соммерс уговорил. Актёра на главную отрицательную роль, тоже взяли уже в последний момент.
После окончания съёмок проблемы не закончились. Из-за большого объёма и сложности сцен со спецэффектами, три студии нанятые для этого вынуждены были признать, что они не справляются к назначенному сроку. В результате было принято решение для окончания работ пригласить специалистов студии Industrial Light & Magic. А премьера фильма была перенесена на 30 января 1998 года, через месяц после премьеры "Титаника", что по мнению многих сильно сказалось на итоговых сборах.
Кстати на студии ILM была нарисована концовка фильма в которой герои высаживаются на острове с гигантским монстром. В оригинальном сценарии её не было, она была добавлена по просьбе режиссёра, поскольку следующим своим фильмом он планировал сделать что-то вроде экранизации "Путешествия к центру Земли" с гигантскими чудовищами, живущими под землёй. Но судьба решила иначе, и Соммерс снял ремейк "Мумии".
Критики фильм практически уничтожили, да и зрители в кинотеатры не спешили - фильм провалился в покате. Но со временем обрёл статус культового. В этом он немного похож на "Нечто" Джона Карпентера. Монстра для "Подъёма..." придумал тоже Роб Ботин, режиссером второй съёмочной группы был Дин Канди, оператор карпентеровского фильма. Канди придумал аналог сцены из "Нечто", в которой монстр преследует главного героя под водой в коридоре, подбрасывая вверх железные фрагменты палубы.
- на Rotten Tomatoes положительных рецензий 28% из 32, средний рейтинг 4.2/10;
- зрительский рейтинг на CinemaScore - "С+" по шкале от "A+" до "F";
- рейтинг на IMDb - 6.1, на основании 35K оценок;
- рейтинг на КиноПоиске - 6.776, на основании 13К оценок.
Фильм номинировали за лучшую музыку на International Film Music Critics Award (IFMCA) в 1998 году, что не удивительно музыку написал Джерри Голдсмит, получивший Оскар за фильм "Омэн" (1976).
Заявленный бюджет фильма $45 миллионов, в прокате он собрал $11,2 миллиона.
Фильм везде выходил только в одной версии, каких-либо альтернатив нет.
2. Почему попал в коллекцию
Помню впервые увидел рекламу этого фильма на одной из лицензионных видеокассет от WestVideo, и подумал, что это скорее всего очередное дешёвое B-movie. Фильм в принципе и оказался B-movie, но с отличными на то время спецэффектами, с приятным юмором (Кевин Дж. О’Коннор в роли Пантучии был огонь, да и саркастичный герой Трита Уильямса тоже ничего), харизматичными не примелькавшимися актёрами (спасибо урезанному бюджету), (среди которых Уэс Стади, Клифф Кёртис, Джейсон Флеминг, Джимон Хонсу, Этнтони Хилд). И как могла не понравится молодая воровка в исполнении Фамке Янссен.
В итоге фильм я посмотрел очень много раз, и до сих пор время от времени пересматриваю. Конечно сейчас такого восторга как в детстве уже нет, но чувство ностальгии во время просмотра не отпускает.
3. Издания
Как я уже написал изначально фильм появился у меня на VHS в лицензии от WestVideo. Потом обновил его на английский DVD от Entertainment in Video, издание было не очень, бонусов не было, английских субтитров тоже, картинка не намного лучше чем на кассете.
9 октября 2012 года фильм наконец-то вышел на Blu-Ray, само издание правда оставляло желать лучшего - это был диск с двумя фильмами от Mill Creek Entertainment. Эта компания выпускает не самые успешные фильмы от Disney, Sony (Columbia/Tristar) и Universal иногда по несколько сразу на одном диске, но по приемлемым ценам. Дополнительных материалов конечно никаких не было (кроме кинотрейлера) зато была неплохая картинка, звук DTS-HD Master Audio 5.1 и английские субтитры. Чуть позже его пере выпустили, добавив в издание ещё два фильма.
И вот свершилось, 21 августа 2018 года американская независимая компания Kino Lorber выпускает юбилейное (20 лет уже прошло) коллекционное издание этого фильма. Компания обещала новый 4K ремастер с оригинального негатива и кучу новых дополнительных материалов, записанных специально для этого издания.
Вот что есть на диске:
1. Комментарий режиссёра Стивена Соммерса и монтажёра Боба Дюксе.
2. Интервью с Уэсом Стади (8:21), актёр вспоминает съёмки, порезанную в подводной сцене руку, как учил Кевина Дж. O'Коннора играть на гитаре и не только.
3. Интервью с Кевином Дж. O'Коннором (14:15), забавное интервью где актёр рассказывает, что его реплика с вопросом об астме это импровизация, что его друг Стивен Соммерс, позволял ему много импровизировать на съёмках, о совместной работе с Фамкой, Тритом и другими.
4. Интервью с Энтони Хилдом (13:14), это интервью мне понравилось больше всего, актёр выглядит поживее его товарищей, язык у него лучше подвешен, истории поинтересней. В частности, оказалось, что он на съёмках повредил ногу, началось заражение, и он был вынужден, снимаясь в фильме, делать каждые 8 часов уколы антибиотиков (к концу съёмок медсестра с трудом могла найти вену, чтобы сделать укол), не мог после работы вместе с товарищами сходить выпить и узнать их получше.
5. Интервью с Дином Канди (11:46), легендарный оператор, снявший для Джона Карпентера "Хеллоуин" и "Нечто", рассказывает о своём опыте в работе над фильмом в качестве режиссёра второй съёмочной группы. Дядя уже очень старенький, но послушать его интересно.
6. Интервью с оператором Ховардом Этертоном (14:03), Этертон рассказывает, что он вообще не любитель снимать боевики, что он раньше снимал только драматические картины, случайно он попал на съёмки "Плохих парней" Майкла Бэя, и также неожиданным ему было предложение снять этот фильм.
7. Интервью со специалистами по компьютерным эффектам Ван Лингом и Джоном Бертоном (16:48), освещают процесс создания компьютерных спецэффектов, Ван Линг представитель компании "Banned from the Ranch", которая с самого начала работала над фильмом. Джон Бертон работал над фильмом от компании ILM на заключительном этапе.
8. Интервью со специалистами по практическим эффектам Дагом Морроу и Брэдом Проктором (9:23), обсуждают трудности создания практических эффектов к фильму.
9. Ролики о создании компьютерных эффектов (общая продолжительность 35:59). Мало информативные рабочие материалы.
10. Анимированная фото галерея (2:30)
11. Кинотрейлер (1:25)
Издание в слипе с новой обложкой от Джейкоба Филлипса. Обложка в издании двусторонняя на одной стороне оригинальный постер, с другой катинка Филлипса, как и на слипе.
Фильм кроме США и Канады вышел только 19 октября 2019 года в Испании.
При подготовке использовал материалы с сайтов:
1. Wikipedia.
2. Imdb.
3. КиноПоиск.
4. Blu-ray.com.