NASA выбрало SpaseX для запуска миссии к спутнику Юпитера, сэкономив 2$ млрд

 После долгих споров между политиками и учеными NASA выбрало частную космическую компанию SpaceX для запуска важнейшей миссии по изучению Солнечной Системы этого десятилетия.

После долгих споров между политиками и учеными NASA выбрало частную космическую компанию SpaceX для запуска важнейшей миссии по изучению Солнечной Системы этого десятилетия. Под обтекатель сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy поместится космический зонд Europa Clipper, который займется изучением одного из спутников Юпитера Европы, под поверхностью которой может находиться целый океан, в котором возможно существование различных форм жизни. Запуск планируется в 2024 году, но аппарат доберется до Европы только к концу этого десятилетия. Первоначально для запуска NASA выбирало между двумя ракетами: SLS и Falcon Heavy. Выбрав второй вариант, агентство сэкономило 2$ миллиарда своего бюджета из 4.25$ миллиардов, которые были запланированы для всей миссии.

Хотя выбор ракеты для такого амбициозного запуска оказался причиной для споров между учеными и политиками, NASA сделало правильный выбор, ведь услуги SpaceX обойдутся всего в 178$ миллионов, тогда как запуск огромной SLS стоил бы те самые 2$ миллиарда. Казалось бы, выбор ракеты от Илона Маска очевиден, но почему же дебаты длились так долго?

Так будет выглядеть аппарат Europa Clipper
Так будет выглядеть аппарат Europa Clipper

SLS – это самый настоящий долгострой, который планируется использовать в программе Artemis по возвращению Америки на Луну. Политики пытаются любыми способами оправдать огромные затраты на проектирование SLS, поэтому они так сильно отстаивали запуск миссии именно на этой дорогой ракете. В это время ученые и здравый смысл говорили о рациональности выбора Falcon Heavy… В итоге ряд событий остановил политиков:

Во-первых, у NASA есть сильные подозрения, что производитель первой ступени для SLS Boeing просто не справится с задачей производства дополнительной ракеты для этой миссии. Все ресурсы по производству этой ракеты придется направить для поддержки лунной программы Artemis (если эта программа вообще состоится). Не зря же SLS называют долгостроем…

Во-вторых, ракета SLS использует боковые твердотопливные ускорители, что значительно увеличивает вибрации и нагрузку на аппарат. После испытаний в аэродинамической трубе инженеры пришли к выводу, что скручивающая нагрузка от ускорителей оказалась намного больше, чем предполагали ранее. Такой фактор может разрушить важные компоненты аппарата еще под обтекателем ракеты. По подсчетам NASA исправление этой недоработки на SLS обойдется еще в 1$ миллиард.

Наконец в-третьих, SpaceX совместно с NASA пришли к выводу, что Falcon Heavy сможет доставить аппарат к цели без специального гравитационного маневра на орбите Венеры. Следовательно, не надо будет заходить во внутреннюю область Солнечной системы, что сэкономит драгоценное время для миссии. Для такой хитрости нужно добавить на Falcon Heavy третью ступень Star48.

Если бы запуск проводился на SLS (Неосуществимая мечта корпорации Boeing...)
Если бы запуск проводился на SLS (Неосуществимая мечта корпорации Boeing...)

Одним словом, из этой ситуации можно хорошо понять экономическую выгодность запуска возвращаемых космических систем. На наших глазах зарождается конкуренция разных подрядчиков на уровне ракет сверхтяжелого класса. А конкуренция всегда идет на пользу всей отрасли.

Как вы думаете: существует ли будущее у возвращаемых космических систем, или все это "мыльный пузырь" от Илона Маска? Подписывайтесь на канал, любая полемика приветствуется!