Найти тему
Библио-лаборатория

"Темный город" - фильм, проложивший дорогу "Матрице"

Что есть реальность? Люди задумывались об этом с незапамятных времен, и, наверное, сразу же у них возникло подозрение, что то, что они привыкли считать реальностью, возможно, не совсем реально. От гностиков к Джорджу Беркли и дальше — к Бодрияру и Лакану, философы один за другим строят теории о существовании иной, «высшей» по отношению к нашей реальности.

Пусть вас не пугают имена грозных в своей неудобопонимаемости философов - привел их лишь для сравнения, речь же в статье пойдет о куда более близкой и понятной для нас с вам трактовке этих запутанных понятий, а именно — о фильме, который предвосхитил самое популярное на сегодняшний момент киновоплощение идеи о сверхреальности — трилогии о Матрице.

Эта трилогия (особенно ее первая часть) превзошла все ожидания создателей, завоевала беспрецедентную популярность у массового зрителя, обласкана критиками и членами жюри кинофестивалей. Создатели «матрицы» никогда не скрывали, что в основу положили как раз те самый неудобопонятные философские концепции, о которых я упоминал в первом абзаце. Собственно, в начале фильма даже есть прямая отсылка — в кадре мелькает книга Жана Бодрийяра «Симулякры и симуляция», которую все актеры в обязательном порядке должны были прочитать перед съемками. Впрочем, сам Бодрийяр заявил, что создатели все поняли не правильно, слишком упростили и поставили с ног на голову, но для нас это сейчас неважно.

-2

Ирония в том, что всего лишь годом раньше с куда меньшей помпой (хотя и вполне успешно, без проавлов) на экраны вышел фильм, рассматривающий практически ту же самую концепцию, только без дорогущих спецэффектов, модного хакерского антуража и заоблачного кун-фу. Представьте, что «Матрицу» снимал бы Орсон Уэллс или Жан-Люк Годар.. И получите «Темный город».

Я далек от того, чтобы обвинять Вачовски в прямом плагиате — все-таки идея «Матрицы» зародилась задолго до выхода «Темного города». Но с другой стороны, судите сами: «Матрица» снималась на стой же студии, а частично — буквально в тех же павильонах, что и «Темный город». Герой «Темного города» так же, как и Нео, внезапно обнаруживает, что привычная реальность — всего лишь фикция, конструкт, созданный некими внешними силами. Его, ничего не понимающего, преследуют мрачного вида существа с нечеловеческими способностями, и он, так же как и Нео, вдруг выясняет, что способен менять окружающую реальность по своему желанию, и в конце концов именно от него зависит судьба города, где никогда не бывает солнца. Он — избранный.

Еще раз напомню - «Темный город» снимался ДО «Матрицы». На его производство были затрачены куда меньшие средства, да и суперзвездным актерским составом он тоже похвастаться не может. Но есть в нем что-то, какая-то мрачная элегантность, свойственная классическому нуару. Не зря же «Темный город» часто позиционируют как «неонуарную фантазию»: фетровые шляпы, длиннополые плащи, неоновая реклама, архитектура, машины и музыка в стиле середины двадцатого века — все это создает неподражаемую атмосферу, куда более гротескную и завораживающую, чем рафинированная киберреальность «Матрицы», во всяком случае, на мой взгляд.

-3

Успех «Темного города» был умеренным, но все же успехом. В каком-то смысле фильму немного не повезло — в тот год вышел буквально загипнотизировавший всех помпезный «Титаник», и все остальные фильмы остались далеко в его коммерческом кильватере. Однако тем не менее фильм был принят вполне благосклонно и зрителями и критиками и в итоге оказался главным коммерческим успехом его режиссера, Алекса Пройаса, на счету которого числятся и откровенно провальные проекты. Со временем фильм благодаря своей гротескной атмосфере и вовсе приобрел статус культового (такова, пожалуй, судьба всех неонуарных фильмов, которым посчастливилось не кануть в лету сразу после выхода).

-4

Отдельно хочется отметить сам город — в первую очередь потому, что именно в нем отражаются другие киногорода, вдохновлявшие Пройаса. Один из них — это великий «Метрополис» Фрица Ланга (о чем откровенно говорил и сам режиссер), другой — город из «Бегущего по лезвию бритвы», а остальные (первым в голову приходит Готэм-сити) — по сути всего лишь дальнейшие отражения того самого Метрополиса, преломленные в воображении последующих режиссеров и художников.

Угловатый, угрюмый, радикально изменяющийся каждую полночь и никогда не знавший солнца — подлинный Темный Город, в котором даже условно счастливый финал вызывает больше вопросов, чем ответов.

Совсем как и наша жизнь.