Приветствую уважаемые читатели. В данной статье я продолжу тему англо-аргентинской войны в Южной Атлантике 1982 года.
А именно, расскажу о первом, так сказать "классическом" сражении между аргентинскими и британскими сухопутными силами на Фоклендских (Мальвинских) островах в мае 1982 года. Я написал о первом сражении, потому как именно этот бой у поселков Гуз-Грин и Дарвин, на западном побережье острова Восточный Фолкленд можно назвать классическим сражением, исходя из подготовки к нему, хода сражения и задействованных войск. Понятно, что ранее на островах происходили боестолкновения небольших британских разведывательно-диверсионных команд с аргентинцами, но ни по продолжительности, ни по масштабу эти боевые стычки не ровнялись с боями за Гуз-Грин и Дарвин.
Как, собственно все это было?
После того как британские десантники закрепились в районе высадки у поселка Порт Сан-Карлос, о чем я уже писал в более ранних статьях, командование британских вооруженных сил в Нортвуде стало требовать от бригадного генерала Джулиан Томпсона – командующего десантными силами на островах, наступления на поселок Гуз- Грин, где располагалась база группы аргентинских войск «Мерседес», командовал которой подполковник Этало Анхель Пьяджи.
Гуз-Грин расположен всего в 24 км южнее Сан Карлоса (если по прямой). Генерал Томпсон, не спешил с атакой на поселок, считая наступление на эту группировку аргентинских войск постой тратой времени. Позже он воспоминал, что намеревался захватить гору Кент – стратегическую высоту на пути к Порту Стенли (Пуэрто Архентино) административной столице Фолклендских (Мальвинских) островов.
Порт Стенли расположен примерно в 80 км к востоку от Сан – Карлоса, на противоположной стороне Восточного Фолкленда. Томпсон считал, что необходимо по возможности скорее атаковать столицу, где были сосредоточены главные силы аргентинцев и ставка их командующего генерала Марио Бенхамина Менендеса. Однако Министерство обороны Великобритании настаивало, чтобы наступление на Гуз-Грин было осуществлено. Возможно, это решение было политическим – несмотря на то, что британцам удалось обыграть аргентинцев в выборе места высадки десанта, и в итоге высадиться в Сан-Карлосе, более значительных успехов пока не было.
Кроме того, когда после вполне успешного отхода утром 21 мая боевой группы аргентинцев «Гуэмес», сумевших не только отбиться от преследования десантниками 3-го парашютного батальона, но даже подбить четыре британских вертолета, три из которых уничтожить, аргентинская авиация устроила в заливе «настоящий ад» по воспоминаниям британских военных.
Волны штурмовиков накатывались одна за другой, несмотря на потери прорывались к британским кораблям и сбрасывали на них бомбы. Не буду подробно останавливаться на действиях аргентинских пилотов в Фолклендском проливе в период 21 – 27 мая, для этого надо писать отдельно и не одно статью.
25 мая Королевские ВМС Великобритании понесли потери, шокирующие британское общество – в один день аргентинцами были потоплены эсминец «Ковентри» и авиатранспорт «Атлантик Конвейор». Правительство и министерство обороны усилили давление на Джулиан Томпсона.
В общем, как это часто бывает – политики требовали от военных упешных действий, чтобы их можно было продемонстрировать гражданам – избирателям. Понимая, что путь до Порт Стенли неблизкий - более 80 км, к тому же пролегает через укрепленные на высотах позиции аргентинских войск, командование настаивало на немедленном наступлении на Гуз-Грин.
И Томпсон, уже зная, что на зафрахтованном военными круизном лайнере «Куин Элизабет II» вскоре прибудет ему на замену генерал Джереми Мур, решил атаковать поселки Дарвин и Гуз-Грин.
Для этого мероприятия было решено задействовать уже высадившийся и обосновавшийся на берегу 2-й парашютный батальон. Тем временем 3-й парашютный батальон и 45-й отряд коммандос морской пехоты двинулись на Восток в направлении столицы – Порт Стенли.
2-й парашютный, под командованием подполковника Херберта Джонса состоял из подготовленных профессионалов. Многие офицеры, сержанты и солдаты имели боевой опыт в Северной Ирландии, некоторые пришли в батальон из САС, участвовали в боевых действиях в разных частях мира, например в Омане в 1970-1976 годах. До атаки на Гуз-Грин батальон занимал позиции на горе Сассекс. Двигаться в сторону Гуз-Грина и Дарвина десантникам не разрешали, так как с начала высадки вплоть до 27 мая на этих направлениях действовали бойцы эскадрона «D» 22 полка САС.
Решение атаковать Гуз-Грин и Дарвин было окончательно принято генералом Томпсоном 26 мая.
Батальон насчитывал всего 582 бойца, из которых 450 служили в боевых ротах, штаб и его охранение составляла 123 человека, остальные были во взводе тылового обеспечения.
В огневую поддержку десантникам выделалась батарея легких 105-мм орудий в количестве трех из 29-го артиллерийского полка коммандос под командованием лейтенанта Марка Уэринга. Кроме того десантникам придавались разведчики-саперы из 59-го эскадрона коммандос, под командованием лейтенанта Клайва Левингстона и взвод 32 артиллерийского полка коммандос с ПЗРК. Вместе с приданным усилением 2-й парашютный перед атакой на Гуз-Грин насчитывал около 700 бойцов. Со стороны британских ВМС генералу Томпсону и командиру 2-го парашютного подполковнику Херберту Джонсу была гарантирована поддержка с моря фрегатом «Эрроу».
Завершив необходимые приготовления 2-й парашютный в 8 часов вечера, 27 мая выдвинулись с горы Сассекс в направлении Гуз-Грина. В 3 часа ночи десантники остановились в поселке Камилла-Крик-Хаус, заранее проверенный разведывательными группами коммандос на отсутствие аргентинских военных. Десантники заняли несколько пустых построек и до рассвета устроили себе отдых и сон, выставив сменное боевое охранение. Подполковник Джонс решил дать бойцам световой день на отдых и подготовку и вечером внезапно атаковать аргентинцев, но тут случилось неожиданное - Всемирная служба Би-би-си сообщила в новостях, что 2-й парашютный батальон находится уже вблизи поселков Дарвин и Гуз-Грин готовясь к наступлению.
Херберт Джонс, узнав о «сливе» информации о выступлении его батальона британскими же журналистами в мировое медиопространство велел бойцам готовиться к возможной атаке аргентинцев. О внезапности уже не могло быть речи. Позже командование британской группировки в Южной Атлантике приняло меры для предотвращения утечек информации способной навредить военным действиям, но сейчас было ясно – аргентинцы ждали «гостей».
Тем временем определенные события происходили в аргентинском «стане».
Численность аргентинской группировки войск в Гуз-рине и Дарвине насчитывала более 1000 солдат и офицеров. В состав аргентинской группировки входили оперативно-тактическая группа «Мерседес» под командованием подполковника Итало А. Пьяджи, состоящая из рот 12-го и 25-го пехотных полков, подразделений 601-го дивизиона ПВО, батареи 105-мм гаубиц. На аэродроме Гуз-Грин находилась авиабаза «Кондор». Днем 27 мая, когда британские десантники окапывались в Каммилла-Крик-Хаус, в Гуз-Грин на семи вертолетах был переброшен сводный отряд из бойцов роты «А»12-го пехотного полка и ветеранов боевой группы «Гуэмес», что неделей ранее столкнулась в бою с 3-м парашютным батальоном и вертолетами британских ВМС. Отряд состоял из более 80 бойцов (по разным сведениям от 84 до 90 человек) и командовал ими бывший командир боевой группы «Гуэмес» - первый лейтенант Карлос Даниэль Эстебан. Еще одно подкрепление – рота «В» 12-го стрелкового полка в количестве 100 бойцов под командованием капитана Эдуардо Нестора Корсильи была переброшена вертолетами в Гуз-Грин вечером 28 мая уже после ожесточенного боя за этот поселок, но об этом позже.
*********************
Автору приятно получить лайк в качестве благодарности, это помогает каналу в развитии! Если вам интересно подписывайтесь на мой канал.
Вас также могут заинтересовать другие статьи автора:
Были ли британские десантники на Фолклендских островах подобны "звездным рейнджерам"
Аргентино-британская война в Южной Атлантике. Бой на острове Южная Георгия
Жаркое первое мая англо-аргентинской войны за Фолклендские острова, первый день интенсивных боев
Силы аргентинцев и британцев накануне интенсивных боев мая 1982 года
Атака на авианосцы и потопление «Атлантик Конвейор», последняя успешная операция аргентинских пилотов в мае 1982
"Феникс" который не возродился - история затопления аргентинского крейсера "Генерал Бельграно"