45 подписчиков

Самые большие потери женского ночного бомбардировочного авиаполка.

369 прочитали
Крайняя справа Евдокия Бершанская. Фото из открытых источников.
Крайняя справа Евдокия Бершанская. Фото из открытых источников.

Осенью 1941 года в ВВС Красной армии было начато формирование женских авиационных частей. Инициатором их формирования стала Мария Михайловна Раскова, которая использовав своё служебное положение и личное знакомство со Сталиным добилась разрешения на создание трёх авиаполков: 586 истребительного, 587 бомбардировочного и 588 ночного лёгкобомбардировочного. Формирование полков началось 15 октября 1941 года в г. Энгельсе Саратовской области.

Из этих трёх полков только в 588НЛБАП на всех должностях служили исключительно женщины, хотя, например, в 1943 году поваром в БАО был мужчина. Командиром полка назначили тогда ещё старшего лейтенанта Евдокию Давыдовну Бершанскую и она оставалась его бессменным командиром всю войну.

Памятник Евдокии Бершанской перед зданием краснодарского аэропорта. Фото из открытых источников.
Памятник Евдокии Бершанской перед зданием краснодарского аэропорта. Фото из открытых источников.

В конце мая 1942 года полк прибыл на фронт, войдя в состав 4 воздушной армии. Укомплектованный бипланами У-2 полк выполнял боевую работу по ночам. Первые боевые вылеты состоялись в ночь на 9 (по другим данным 12) июня 1942 года. Начав боевой путь в Сальских степях, полк в дальнейшем принимал участие в боях на Северном Кавказе, Крыму, Белоруссии, Польше и Германии.

8 февраля 1943 года полку было присвоено звание «Гвардейский» и он получил наименование 46 гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк.

За всю войну безвозвратные потери полка составили 32 человека, из них боевые безвозвратные 23.

Одну треть из всех безвозвратных боевых потерь лётчицы понесли всего за одну ночь летом 1943 г., тогда погибло сразу 4 экипажа. Эта ночь стала самой трагичной за весь боевой путь полка.

В то время 46ГвНБАП участвовал в боях по прорыву линии «Готенкопф», у нас она более известна как «Голубая линия» на Северо-Кавказском фронте. В ночь с 31 июля на 1 августа экипажи вылетели на выполнение боевой задачи в район хуторов Красный и Львовский Крымского района Краснодарского края.

Марина Павловна Чечнева, которая командовала одной из эскадрильий полка в своей книге «Ласточки» над фронтом» так описывала, что произошло, когда У-2 подошли к цели:

«Присмотревшись к действиям советской ночной авиации, противник решил перестроить систему противовоздушной обороны. Свели прожекторы в мощные группы, причем так, что одна группа могла передавать пойманный самолет другой. Для борьбы с фанерными тихоходными машинами на Тамань прибыла эскадрилья фашистских асов. В ночь на 1 августа и была впервые применена новая тактика.

Уже на подходе к цели мы отметили необычное поведение противника. Вражеские прожекторы то включались, то выключались, а зенитного огня все не было. Зловещая тишина настораживала.

Вот впереди в лучах прожекторов показался маленький По-2. Это был самолет Жени Крутовой. Лена Саликова, ее штурман, сбросила САБ. Тут же включились несколько прожекторов и зашарили своими ледяными щупальцами по небу. Самый мощный ухватил самолет Жени, к нему присоединились другие. А зенитки продолжали свое непонятное молчание. Было видно, как Женя, стремительно маневрируя, пытается уйти от света прожекторов. Но тут тишина взорвалась очередями скорострельных авиационных пушек. Подлетевший вплотную фашистский истребитель короткими очередями в упор расстреливал беспомощную машину.

Загорелась правая плоскость и машина стала падать. Как это страшно — видеть, как гибнут подруги, и ты ничем не можешь помочь. Выключились прожекторы, и наступила снова черная тишина. Лишь на земле догорал самолет. Когда я пришла в себя, то во рту ощутила вкус крови от закушенных губ. Пальцы судорожно сжимали штурвал. Мы летели туда, где нас ждал затаившийся враг. Мы летели туда, где находилась цель, которую нужно поразить. И у нас не было права повернуть назад — ведь нам была нужна только победа.

Впереди вновь зажглись прожекторы. Теперь они поймали самолет Ани Высоцкой и Гали Докутович. О чем думали в эти мгновения Аня и Галя? Выполнить задание любой ценой. Зенитки продолжали молчать. Ночную тьму снова прорезали трассирующие очереди. Самолет загорелся и стал падать...

Мы с Олей (Ольга Клюева, штурман) вышли на цель на самой минимальной, граничащей с риском высоте. Нам грозила возможность подорваться на собственных бомбах. Но все-таки это было лучше, чем стать мишенью для фашистского истребителя. Выполнив задание, благополучно вернулись на свой аэродром».

А вот данные оперативной сводки от 1 августа 1943 г.

«1. Новых данных о действии войск противника перед СКФ (Северо-Кавказским фронтом) не поступало. Линия БС (боевого соприкосновения) без изменения.

2. В ночь на 1.8.43 г. полк имел задачу: «Уничтожать войска противника в населенных пунктах: Красный, Львовский, Трудовой, им. Луначарского».

3. Командир полка задачу решил выполнять одиночными самолетами с интервалом 20 мин. Маршрут прямой: аэродром — цель, высота действия 1300 метров, круг левый.

4. Всего произведено по заданным целям 15 самолето-вылетов. Налет — 14 часов 23 мин. Израсходовано боеприпасов: 8 ФАБ-50, 8 АО-25, 8 ампул с «КС», 12 САБ-3, 100 АО-2,5, 4 ЗАБ-100-40П.

В результате бомбардировочных ударов в п. им. Луначарского вызван большой очаг пожара, начавшийся сильным взрывом, и в п. Красный — 1 очаг пожара.

В районе боевых действий экипажи встретили активное противодействие со стороны ПВО противника, и главным образом со стороны его истребительной авиации и прожекторов.

С задания не вернулись 4 экипажа: Высоцкая, штурман Докутович; Крутова, штурман Саликова; Полунина, штурман Каширина; Рогова, штурман Сухорукова.

3 экипажа сбиты ИА и 1 предположительно огнем ЗА.

Задание выполнено не полностью. Вылет был прекращен распоряжением из штаба дивизии.

5. Место дислокации полка — Ивановская».

Немецким лётчиком, атаковавшим наши самолёты, был лейтенант Йозеф Коциок. В эту ночь он один за одним сбил три лёгких ночных бомбардировщика У-2. Четвёртый, сбитый предположительно зенитным огнём бомбардировщик, пилотировался Полуниной. Экипажи Евгении Крутовой со штурманом Еленой Саликовой, Анны Высоцкой со штурманом Галиной Докутович, Валентины Полуниной со штурманом Глафирой Кашириной, а так же Софьи Роговой со штурманом Евгенией Сухоруковой погибли.

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

Интересно, что в наградных листах на представление к ордену Отечественной Войны 2 степени посмертно у Полуниной и Кашириной ничего не говорится про зенитный огонь, а причиной гибели указывается огонь истребителя.

Собственно, сам Коциок на свете долго не зажился. В конце сентября 1943 года при прыжке из сбитого самолёта у него не раскрылся парашют.

Лётчицы при выполнении боевых заданий гибли, как правило, над территорией занятой противником. После войны замполит полка Евдокия Яковлевна Рачкевич занималась поиском погибших лётчиц и лично объездила районы гибели экипажей. Поиски проводились с участием местных жителей и местных органов власти. Считается, что Евдокия Яковлевна смогла найти могилы всех погибших лётчиц, хотя, по другой информации, это не совсем так.

При поисках в районе хуторов Красный, Львовский, сёл Русское и Молдаванское были обнаружены останки Крутовой, Саликовой, Высоцкой, Докутович, Полуниной и Кашириной. Их ещё во время войны нашли и захоронили местные жители. Останки этих шестерых лётчиц были перезахоронены в братской могиле во дворе сельского клуба села Русского. Рядом с захоронением находится памятник природы Краснодарского края - Дуб-великан, которому более двухсот лет. В селе шесть из семи улиц названы именами лётчиц.

Село Русское, памятник природы Дуб-великан рядом с братской могилой.
Село Русское, памятник природы Дуб-великан рядом с братской могилой.

В различных источниках указывается что Рогова и Сухорукова похоронены в братской могиле села Молдаванского. По другой информации останки этих лётчиц вообще найдены не были. Если их действительно не нашли, то несмотря на то, что их фамилии могут быть в списке захороненных, братская могила в Молдаванском является символическим местом захоронения лётчиц.

Автор этих строк неоднократно был в Молдаванском и посещал это воинское захоронение. Расположено оно на углу улиц Советская – Фрунзе, по списку там захоронено более полутора тысяч человек. Но есть ли в списках захороненных в этой братской могиле Рогова и Сухорукова автор не проверял, так как поиском их имён автор в тот момент не занимался. Нужно будет ещё раз съездить и проверить.

То, что экипаж погиб сомнений не вызывает: самолёт загорелся в воздухе, беспорядочно падал, в кабине штурмана взрывались сигнальные ракеты, с парашютом никто не выпрыгнул – их просто не было, лётчицы их с собой не брали.

Что могло произойти с телами погибших девушек на земле? Их могли найти и похоронить сами немцы, такие случаи действительно бывали. Вряд ли бы при этом солдаты противника стали бы сообщать о захоронении местным жителям. В другом случае тела, если не были найдены и захоронены, могли быть растащены и съедены дикими животными.

Село Молдаванское, братская могила на углу ул. Советская - Фрунзе.
Село Молдаванское, братская могила на углу ул. Советская - Фрунзе.

Вообщем, более точной информации, к сожалению, пока нет. Если автору этих строк будет известно что-либо ещё по данной теме, статья будет дополнена.

Как-бы там ни было, девушки-лётчицы 46 гв. ночного бомбардировочного авиаполка отдали свои жизни ради того, чтобы мы сейчас с вами жили под мирным небом, этого забывать нельзя. Вечная память погибшим!