2 подписчика

Как mitsubishi сделала феррари для народа.

Всем привет! Сегодня речь пойдет о поистине знаковом и ярком авто своей эпохи, это Mitsubishi GTO/3000GT

Конец 1980-х, начало 1990-х поистине уникальное для японских автомобилестроителей время. Еще никогда в Японии не выпускалось столько великолепных спортивных машин, многие из которых стали настоящими легендами среди любителей тюнинга, гонок и дрифта, прославили свою страну на весь мир и даже на сегодняшний день, спустя четверть века после своего появления на свет, имеют множество преданных фанатов. На рынке в то время были представлены такие культовые модели как Toyota Supra, Nissan Skyline, Nissan Silvia, Mazda RX-7 и множество других великолепных автомобилей. Конкуренция была жесточайшая, а технологии развивались семимильными шагами. Стоит лишь на секунду отвлечься от окружающей действительности и представить себе, какое богатство выбора имел тогдашний потребитель, появись у него желание приобрести спорткар — Mazda MX-5 или Mitsubishi Eclipse, или любой из Nissan'ов 180SX, Silvia (S13) , 300ZX, или может быть новенькие Toyota MR2 и Celica, а ведь были ещё Honda Prelude и NSX, а так же Subaru SVX — тут у любого любителя JDM из XXI века на глазах навернутся слёзы, а на душе появится лёгкая тоска об этой ушедшей эпохе.

В 1990 году среди автолюбителей Японии самой быстрой машиной считалась Toyota Supra Mark III с 3-х литровым турбо двигателем 7М-GTEU мощностью 263 л.с., пока компания Nissan не начала выпуск Skyline GT-R R32, ставшего "королём" японского чемпионата кузовных автогонок Japanese Touring Car Championship (29 побед в 29 гонках, победа в 4 чемпионатах подряд с 1990 по 1993 годы и новый рекорд времени прохождения Северной петли Нюрбургринга для серийных машин).

В этих условиях текущий спортивный флагман Мицубиси — Mitsubishi Starion, уже с трудом выдерживал конкуренцию, и в компании приступили к разработке новой машины, которой предстояло вобрать в себя все самые последние технические достижения фирмы.
Прародителем Mitsubishi 3000 GT был представленный в 1989 году на Токийском автосалоне концепт-кар Mitsubishi НSX, в прессе стали распространяться слухи о скором выходе “Super Starion” — так американские журналисты на свой лад назвали новую модель. Уже тогда многих людей смутил большой вес представленного автомобиля — 1720 кг., против представленных там же 1250 кг.
Honda NSX или 1600 кг. полноприводной Subaru SVX.

То, что показали японцы под названием HSX, было прототипом высокотехнологичной машины, которую чуть позже Япония увидела под названием Mitsubishi GTO. HSX внешне немного отличался от автомобиля, который затем был запущен в производство. Он имел другой спойлер, который сливается с задними крыльями, белый салон и… кузов типа Targa! Все эти особенности HSX отлично запечатлены в фильме "Городской охотник" 1990 года с Джеки Чаном.

 Mitsubishi HSX. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi HSX. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Первые GTO, сошедшие с конвейера (MY000001, MY00002 и т.д.), выпускались с таким же спойлером, как и на HSX. Трудно сказать, сколько машин произведено, пока в Mitsubishi не заменили его на обычный спойлер 1-го поколения, но в 2009 году один из первых GTO под серийным номером MY000002 в своём первозданном виде был замечен в продаже в Германии.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Благодаря огромному труду инженеров, тест-пилотов и дизайнеров новый автомобиль рождался подобно бриллианту, над каждой гранью которого японцы трудились с неимоверной тщательностью (о чём подробно рассказано в следующей части истории Mitsubishi 3000GT). Получившийся в итоге результат олицетворял собой наивысшее сочетание технологий и красоты, доступных в тот момент компании Mitsubishi и получил название GTO в честь своего знаменитого на всю Японию "дедушки" Galant GTO.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

В 1990 году автомобиль стал выпускаться серийно. В Европе он продавался под названием Mitsubishi 3000 GT, на внутреннем рынке Японии был представлен как Mitsubishi GTO. Для того, чтобы облегчить новинке проникновение на американский рынок, японцы заключили соглашение с корпораций Chrysler о досборке «трехтысячника» и его продаже в Штатах под названием Dodge Stealth. Кстати, японское происхождение машины при этом не скрывалось — на табличке с идентификационным номером под капотом Доджей красовалась надпись Mitsubishi Motors.
Mitsubishi GTO и Mitsubishi 3000GT - это одна и та же модель, которая продавалась под разными названиями в зависимости от рынка. В Европе и Северной Америке она была известна как Mitsubishi 3000GT, потому что аббревиатура "GTO" (Gran Turismo Omologato) когда-то уже использовалась марками Ferrari и Pontiac, но в Японии она называлась GTO - в честь одноимённой модели 70-х гг.

Они представляли собой технологически продвинутые спортивные купе с передним или полным приводом и поперечным расположением силового агрегата. Основными их конкурентами выступали Nissan 300ZX и Skyline GT-R, Subaru SVX и Toyota Supra.

Модель 1990-1993 гг.

отличалась всплывающими прямоугольными фарами и небольшим задним спойлером. Единственным доступным двигателем был 24-клапанный инжекторный V6 DOHC серии Cyclone, объёмом 2972 см3. Он развивал 225 л.с. в атмосферной версии (Mitsubishi GTO SR или Mitsubishi 3000GT SL) и 280-300 л.с. - с двойным турбонаддувом (Mitsubishi GTO Twin Turbo, GTO MR или Mitsubishi 3000GT VR-4). Коробки передач предлагались две: 5-ступенчатая механическая или 4-ступенчатая автоматическая. Модификации с двойным турбонаддувом были одни из самых технически сложных на рынке спортивных авто и имели технологии, знакомые нам по прототипу HSR-II: полный привод, подруливающие задние колёса (система 4WS), систему активной аэродинамики (Active Aero), подвеску с электронным управлением жесткостью (ECS) и управляемую выпускную систему, изменяющую направление потока выхлопных газов.
На автомобиль поперечно устанавливался двигатель 6G72 объёмом 3 литра с двумя турбинами TD04-9b, расположенными по схеме TwinTurbo. При максимальном давлении 0.7 бар этот двигатель выдавал 300 л.с. и 417 Нм крутящего момента, который благодаря двум маленьким турбинам был доступен уже после 2500 оборотов в минуту, что несколько ниже обычных границ турбозоны. Пик мощности приходился на 6000 оборотов в минуту. Да, Mitsubishi 3000GT VR-4 1990-1993 гг. для американского рынка имел именно 300 л.с., в отличии от моделей, выпущенных для внутреннего рынка Японии и имеющих максимальную мощность 280 л.с.
Ускорение от 0 до 100 км/ч занимало 5,8 секунд, а четверть мили автомобиль проезжал за 13,5 секунд.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Отдельно стоит упомянуть о системе климат-контроля, которым оснащались все Mitsubishi 3000GT VR-4 1990-1993 гг.
Она была однозонной, умела отключать муфту кондиционера для экономии топлива при достижении в салоне заданной температуры, направлять потоки воздуха в зависимости от разности температур внутри машины и за бортом, сигнализировать о возникших неисправностях, а по команде водителя — мгновенно направлять холодный поток воздуха на стекла в случае их запотевания.
Для наглядного отражения работы всей этой системы дисплей панели управления был цветной и показывал, откуда климат-контроль забирает воздух (из салона или из-за борта), охлаждает или подогревает.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Раз уж речь зашла об удобствах, пару слов о комфорте автомобиля.
Сиденья на Mitsubishi 3000GT VR-4 1990-1993 гг. были обтянуты перфорированной кожей. Сиденье водителя имело многочисленные электрические регулировки, в том числе регулируемые поясничный упор и боковую поддержку.его и каким способом распределяет воздушные потоки в салон.

Mitsubishi 3000GT VR-4 1990-1993 гг. имел 2-х канальную систему ABS, спереди устанавливались 4-х поршневые алюминиевые суппорта и тормозные диски диаметром 296 мм, сзади — 1-х поршневые суппорта и тормозные диски диаметром 284мм., а так же диски R17 с шинами 245/45.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

В 1990 году этот автомобиль стоил поистине космических денег. Чтобы увеличить объём продаж, на рынке США и Европы была представлена атмосферная версия Mitsubishi 3000GT.

Однако, после помпезного старта продаж и первых спортивных достижений, через некоторое время мир, казалось, попросту забыл о существовании 3000GT.

Модель 1993 г.

Mitsubishi GTO/3000GT получила более обтекаемый передний бампер с противотуманными огнями, открытые фары с двумя круглыми прорезями, отдельные задние фонари и высокое антикрыло в форме арки. Mitsubishi 3000 GT получила новый компрессор кондиционера, который отныне использовал газ фреон R134, безопасный для окружающей среды.
Интерьер всех версий автомобиля был частично переработан, появилась новая аудиосистема Infinity и подушка безопасности пассажира. В североамериканской модификации 3000GT VR-4 мощность битурбированного двигателя увеличилась до 320 л.с. (теперь максимальное давление турбин составляло 0.8 бар, против 0.7 бар у 1-го поколения), а в оснащение вошли 6-ступенчатая механическая коробка передач Getrag и 18-дюймовые колёса с шинами 245/40. С другой стороны, модель постепенно лишилась такого оборудования, как регулируемая подвеска ECS (1994), настраиваемый выхлоп (1995) и активная аэродинамика (1996). В 1995-1996 гг. американская фирма ASC переделала 877 купе в кабриолеты Mitsubishi 3000 GT Spyder.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

С 1995 года 2-х канальную систему ABS сменила 4-х канальная.

Однако, к сожалению для поклонников Mitsubishi 3000GT и других японских автомобилей, популярность спортивных автомобилей в США на протяжении 1990-х годов уменьшалась в пользу огромных внедорожников, продажи купе падали, а цены на них наоборот неуклонно ползли вверх. Потому многие технически сложные решения, бывшие изюминкой Mitsubishi 3000GT и отличавшие её от конкурентов, перестали применяться ради удешевления модели.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Тем временем Nissan прекращает продажи модели 300ZX в США. Даже в Японии, где производство Mazda RX7 и Nissan 300ZX продолжалось ещё в течении нескольких лет, их малые продажи не оправдали дальнейшее развитие данных автомобилей.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки


В свете таких событий в Mitsubishi решили отказаться от глобального обновления 3000GT в 1997 году, остановившись лишь на косметических изменениях модели с минимальным числом механических вмешательств.

Модель 1997-2001

Mitsubishi GTO/3000GT имела широкие открытые фары, увеличенные воздухозаборники в переднем бампере и перевёрнутое заднее антикрыло "Combat Wing" для VR-4. На базовую переднеприводную модификацию Mitsubishi 3000GT для рынка США был установлен 3-литровый 12-клапанный двигатель V6 SOHC мощностью 160 л.с., ранее доступный только на Dodge Stealth. Идея была в том, что автомобиль сможет привлечь покупателей эффектным внешним видом и более широким диапазоном цен. Модели Base и VR-4, несмотря на колоссальное различие в динамических характеристиках, внешне практически не отличались друг от друга, хотя их разница в цене составляла примерно 50%. Турбо-версию от атмосферных моделей можно было отличить только по надписям "VR-4" на заднем бампере и "Twin Turbo" на боковых накладках задней стойки кузова.
Замысел оказался достаточно успешным и продлил жизнь Mitsubishi 3000GT ещё на пару лет, в то время как Mazda RX7 и Nissan 300ZX уже покинули североамериканский рынок, а Toyota снизила цену на Supra почти на 15% в конце 1997 года, а затем окончательно отказалась импорта этих автомобилей в США.

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Битурбированный мотор DOHC по-прежнему развивал 280 л.с. в Японии и 320 л.с. - в Америке.

С 1997 года на Mitsubishi 3000GT VR-4 перестали устанавливать аэродинамический пакет Active Aero. Вместо него автомобиль получил новый, более агрессивный передний бампер с воздухозаборниками большего размера, новый задний спойлер типа "обруч", другой руль и противотуманные фары.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

1999 год стал последним годом, когда Mitsubishi 3000 GT была доступен на рынке США. Автомобили этого года выпуска считаются моделями 3-го поколения и отличаются от 2-го и 2,5-й поколений прежде всего передним бампером, фарами и указателями поворотов.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Помимо бросающегося в глаза нового спойлера типа "Combat Wing", явно заимствованного у моделей Mitsubishi Lancer Evolution, можно заметить новую вставку между задними фонарями и другие накладки на задних стойках кузова, которые до сего момента вообще не изменялись и, как показала практика, часто страдали от шелушения краски.
Помимо небольших нововведений в двигательном отсеке
(например, перенос бачка охлаждающей жидкости под передний бампер и удаление освещения под капотом), все автомобили 3-го поколения не имели обогрева зеркал, а разноцветная панель управления климат-контролем была заменена на более простую двухцветную.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки

Производство Mitsubishi GTO продолжалось для внутреннего рынка Японии до 2001 года. Однако новые экологические требования, которым двигатель 6G72 уже не соответствовал, нежелание компании разрабатывать новое шасси для вышедшего из моды автомобиля и старт продаж Eclipse 3-го поколения заставили Mitsubishi прекратить выпуск GTO.

Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки
Mitsubishi 3000GT. Источник иллюстрации - Яндекс.Картинки


Даже
Chevrolet Camaro и Pontiac Firebird, для многих являвшиеся символом американских спортивных автомобилей, были сняты с производства всего несколько лет спустя. Таким образом, снижение спроса на спортивные автомобили в пользу внедорожников и минивэнов диктовало свои условия не только японским автопроизводителям. На американском рынке в ценовой категории до 50.000$ только Ford Mustang и Chevrolet Corvette относительно уверенно пережили конец 90-х гг.
Так 15 лет назад завершилась история конвейерной жизни той самой Mitsubishi, которая в момент своего рождения была одним из самых сложных и высокотехнологичных спорткаров в мире. Ирония судьбы заключается в том, что со временем 3000 GT потеряла многие технические решения, ради отработки которых когда-то был построен прототип HSR-II. Большой вес и проблемы с коробкой передач Getrag стали основными причинами низкой популярности версии
VR-4 как гоночной платформы. Зато упрощенные переднеприводные модификации Base и SL, которые фактически были разработаны на основе других моделей Mitsubishi, оказались на редкость надежными и не дорогими в эксплуатации, что вкупе с великолепным дизайном позволило 3000 GT пережить многих своих конкурентов.
Тем временем активная аэродинамика и подруливание задних колёс используются в суперкарах
(например, в новом Porsche 911 эти технологии появились только в 2016 году), когда с момента презентации Mitsubishi HSX прошло уже почти 30 лет!
Трудно представить, какие чувства испытывал счастливый обладатель Mitsubishi 3000 GT в далеких уже 90-х годах, когда с комфортом, быстро и безопасно он мог свободно мчаться к линии горизонта по скоростным дорогам, олицетворяя собой то самое будущее, каким видели его японские инженеры, создававшие этот автомобиль.

Статистика продаж говорит о том, что 3000GT можно назвать вполне успешным в коммерческом плане автомобилем. Всего было выпущено 86 тысяч автомобилей. Причем большая часть из них это упрощенные переднеприводные версии. Машин в самой производительной модификации VR-4 произвели количеством в 16 тысяч единиц. Mitsubishi 3000GT вошел в историю как один из самых высокотехнологичных серийных автомобилей. Ни до ни после, компания Мицубиси не выпускала настолько интересных в техническом плане машин. Да и наверное уже и не выпустит, учитывая ее текущее состояние.


Кратко о технических характеристиках, на примере комплектации vr-4 280 л.с.

Длина 4600; Ширина 1840; Высота 1285; Колёсная база 2470; Клиренс 145; Ширина передней колеи 1560; Ширина задней колеи 1580.

Объём топливного бака, л 75; Снаряженная масса, кг 1680
Коробка передач механика; Количество передач 6; Тип привода полный.

Тип передней подвески независимая, пружинная; Тип задней подвески независимая, пружинная; Передние тормоза дисковые вентилируемые; Задние тормоза дисковые вентилируемые.
Разгон до 100 км/ч, с 6.2; Расход топлива, л смешанный 12.5; Марка топлива АИ-95;
Тип двигателя бензин; Расположение двигателя переднее, поперечное; Объем двигателя, см³2972; Тип наддува турбонаддув; Максимальная мощность, л.с./кВт при об/мин 280 / 206 при 6000; Максимальный крутящий момент, Н*м при об/мин 426 при 2500; Расположение цилиндров V-образное; Количество цилиндров 6; Число клапанов на цилиндр 4; Система питания двигателя распределенный впрыск (многоточечный); Степень сжатия 8; Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 91.1 × 76

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - avito.ru
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - avito.ru

Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - avito.ru
Mitsubishi GTO. Источник иллюстрации - avito.ru

На сегодня предложения на рынке по данному автомобилю не зашкаливают своим количеством, однако при желании подобрать интересный вариант возможно. На сегодня данный автомобиль относится к разряду тех, что берут достаточно обеспеченные люди и, в целом, следят за его состоянием. Конечно речь идет про вторую половину списка градации по стоимости, авто за 300-400 тысяч рублей будут кривыми, выжатыми и в целом весьма уставшими. Использовать этот авто как единственный в корне не верное решение, однозначно это вариант выходного дня, хотя лично знаю людей, кто использует авто на повседнев. У меня эта модель находится в списке dreem-каров, но учитывая рост курса валюты, прошествия времени, содержание данного аппарата превращается в увлекательный квест поиска запчастей, новыми уже большинство деталей не найти, однако ряд позиций используется от других моделей концерна, в том числе по мотору, но это список сильно ограничен. В общем для тех, чей доход явно превышает средний уровень по РФ, не обремененных иными статьями расходов, а в идеале еще и людей с руками - авто идеален на роль второго или третьего, который будет доставлять море удовольствия и явно будет заставлять оборачиваться на него.

Спасибо за прочтение, всем удачи!