Почему дятловцы пошли в тот роковой поход, без нормального снаряжения и с рваной палаткой

Приветствую всех подписчиков и читателей канала. Сегодня мы несколько отвлечёмся непосредственно от аварии с группой Дятлова. Дело в том, что в комментариях мы часто спорим об уровне подготовки туристов. Одно из распространённых мнений – группа была неопытной и неисхоженной, поэтому совершали ляп за ляпом, что в итоге и привело к трагедии. Более того, в комментариях часто возникает вопрос: «А зачем собственно дятловцы пошли в этот поход, не имея нормальной экипировки и снаряжения?». Здесь же мне пишут, что лентяями они были, ничего себе не шили, пользовались всем на халяву. Даже поход к съезду партии подтянули, чтобы финансирование выбить.

кадр из сериала. Фото из свободных источников

Также есть масса вопросов по поискам группы. Ведь искали ребят те же студенты из УПИ, которые априори не могут быть опытными ребятами. Так, мимо проходящие, совершающие ошибку за ошибкой. В этой публикации я постараюсь закрыть часть этих вопросов. Однако сразу оговорюсь, что большая часть примеров будет на базе альпинистской секции УПИ. «Туристы» и «Альпинисты» много и тесно общались, получали финансирование из одного источника. Поэтому я не думаю, что разница в подготовке будет существенной. Итак, поехали.

Снаряжение

В те годы оно было одинаковым для всех. Одинаково плохим. Для этого достаточно обратиться к допросу свидетеля Согрина:

О снаряжении. Снаряжением группа была обеспечена как любая другая туристская группа. А снаряжение это отвратительное. Будь бы у них лучше вещи, хорошие куртки, может быть они и не замерзли, а смогли выйти к палатке. Если взять наш институт, а в других секциях не лучше, то видно, что на туризм смотрят по-наплевательски - ходят, ну и пусть ходят. - а как ходят, а главное в чем ходят мало кого интересует. Палатки 4-5 летней давности. Хорошей одежды защищающей от ветра и холода нет. Лыж для туристов нет, т.к. так называемые туристские лыжи Кировского ДОКа не отвечают туристским требованиям. Нужны легкие лыжи, широкие с окантовкой.
Во все этом можно видеть реальную возможность потерять еще людей. Кроме того при выпуске снаряжения, почему-то совершенно не заботятся о снижении его веса. А тяжелый рюкзак большой бич туристов. Часто трудно бывает достать нужные высококалорийные и легкие концентраты.

Любопытны воспоминания о визите группы альпинистов из Свердловска в Австрию. Вполне понятно, что отбирали лучших, и подбирали лучшее снаряжение. Однако Олег Гребенник, попавший в состав этой группы, рассказывает, что в Вене на них смотрели как на ископаемых. Таким снаряжением в Европе давно, и никто не пользовался. Поэтому в целом, туристы и альпинисты УПИ находились в одинаковых условиях, и с этой снарягой ходили в походы высшей категории трудности. Однако не повезло только группе Дятлова.

Зачем ходили

Ну здесь вообще всё просто. В 50-60 годах в Свердловске был настоящий туристический бум. Романтика. Ходили все, в институтах и на предприятиях создавались секции, в которые стремились попасть вчерашние выпускники школ. Вот мы говорим, что Дятлов был неопытным руководителем. Не согласен. Если взять «среднюю температуру о больнице», опыта ему хватало.

Снова обратимся к воспоминаниям Сергея Согрина:

Мы от своей школы после 9 класса оформили поход на Южный Урал II категории сложности уже без взрослых. Это была первая самостоятельная группа школьников в Свердловске, что вызвало повышенное внимание к нам. Успешно прошли маршрут, поднялись на высшую точку Южного Урала г. Яман Тау (1600 м), а в конце похода на оз. Тургояк случайно попали на Всесоюзный слет туристов-школьников.

Обратите внимание, что 14-15 летним пацанам разрешили сходить в самостоятельную зимнюю «двойку», которую они прошли благополучно. Отсюда вопрос: почему Дятлову, который уже шёл на «Мастера» должны были запретить идти в поход?

фото из свободных источников

Также Согрин вспоминает свой первый выход в составе туристов из УПИ, когда он учился на первом курсе института. Это 1955 год.

Интересуюсь альпсекцией. Говорят, набор будет весной, а в коридоре на 2-м этаже висит фотомонтаж альпсекции по итогам лета, выполненный В. Кусенко.
В первые зимние каникулы меня, первокурсника, приглашают в составе сборной в поход по Приполярному Уралу с восхождением на высшую точку Урала г. Народная. От такого предложения отказаться трудно, тем более что с альпинизмом опять надо подождать.
Очень серьезная подготовка, сами шьем одежду, палатку, тщательно подбираем продукты и снаряжение… Станция Косью – начало маршрута на трассе Воркута – Ленинград;
-56 градусов, прокладываем лыжню к сердцу Приполярного Урала г. Народной.
На пути еще одна достопримечательность: скальный гребень ощетинившейся Манараги. На вершину подняться не удалось, слишком сложными оказались ее вертикальные скалы, заросши сплошными многометровыми кружевами снега и льда. Зато на Народную пробились сквозь ураганный ветер и метель. Этот поход для меня был настоящей школой большого спортивного туризма.

Здесь прошу обратить внимание на то, что шили одежду и палатки. Что получается, что «молодой и зелёный» Согрин готовится к походу, а более опытный Дятлов просто на халяву получает, то, что удаётся отхватить? В моём понимании, такого быть не может. Наверняка дятловцы тоже готовились к своему фатальному походу. Но сами понимаете, что из известной субстанции конфетку не слепишь, поэтому и латали свою ветхую палатку в пути.

Финансирование

Как я понял, туристическую и альпинистскую секции УПИ «вело» ДСО «Буревестник». Вот отчёт о работе, с сокращениями:

«Отчет о работе альпинистских секций за 1958 год.
Альпинистскую секцию при свердловском облсовете ДСО «Буревестник» представляет в основном альпсекция при Уральском политехническом институте им. С.М. Кирова и занимающиеся в ней студенты медицинского, педагогического и лесотехнического институтов.
… Секция работает по единому плану, составленному бюро секции и утверждаемому общим собранием секции.
Общий план круглогодичной работы секции примерно таков: осенью подводятся итоги летнего сезона, производится оформление разрядов, перевыборы бюро секции, проведение тренировок, набор и подготовка новичков.
С наступлением зимы проводим регулярные лыжные тренировки, а по праздничным дням – лыжные походы на 2-3 дня.
В конце зимнего сезона (февраль-март) проводим комбинированную альпинистскую эстафету, включающую в себя скалолазную трассу, хождение в связках по снежному склону, бег на лыжах, переправа, скоростной спуск и др.
В зимние каникулы часть альпинистов идет в туристские походы I, II и III к. тр. К сожалению, этими походами мы не можем охватить полностью секцию из-за недостатка денег, отпускаемых на альпинистскую секцию областным советом и ЦС ДСО «Буревестник».

Отсюда, да и из других источников следует, что финансировались все походы, поэтому для получения денег, Дятлову необязательно было притягивать свой поход к съезду партии. Но при этом финансирование было довольно скудным. Вот выдержка из воспоминаний об одном из альпсборов 58-59 год:

Закуплены продукты из расчета нами полученных денег в УПИ: 2 буханки хлеба, 1 банка тушенки, чай, сахар, крупы на группу в день. Мало, но это нас не смущало.

А вот из письма в ДСО «Буревестник»:

Качественному и количественному росту нашей секции мешают следующие причины:

1) Секция испытывает острую нужду в альпинистском снаряжении. Необходимый минимум (только минимум) имеется в секции УПИ, что недостаточно для всей секции облсовета.
2) До сих пор не урегулирован вопрос с путевками. Совершенно не обращая внимания на наши заявки, ЦС ДСО «Буревестник» высылает путевки не в достаточном количестве и на неподходящие для нас сроки.
3) Нет поддержки со стороны ДСО в проведении альпиниад. В 1958 году мы получили от облсовета только 3 тысячи руб.
Мы просим ЦС ДСО «Буревестник» помочь нам в разрешении этого вопроса.
Также просим урегулировать вопрос о путевках».

Опыт

Самих дятловцев я в этой статье затрагивать не буду. Однако хочу сказать пару слов о тех, кто занимался поисками пропавшей группы. У многих сложилось мнение, что искали ребят студентики-энтузиасты, которым и серьёзное дело-то доверить нельзя. Что с них взять, если учатся на 4-5 курсе, и походной жизни толком не нюхали?

Это не так. Возможно, с высоты сегодняшнего туристического опыта читателей, те ребята смотрятся глупыми и наивными. То палатку сожгут, то ещё чего отчебучат. Однако в секции УПИ, в 1959 году. С. Согрин, Б. Слобцов, О. Гребенник, В. Брусницын (знакомые фамилии?) считались опытными альпинистами.

фото из свободных источников

Ну да, скажет привередливый читатель, сам себя в воспоминаниях не похвалишь, никто не похвалит. Однако если правильно помню, то в 60-ом у Согрина было восхождение категории 5-Б. Могу ошибиться, но это предпоследняя категория трудности в альпинизме.

Да и Слобцов в том же году отличился: 12 восхождений, причем, два – 3-А, два – 3-Б и два 4-А к. тр., а на пять восхождений, в т.ч. на два 3-А.

Ну и просто не могу не привести выдержки из заметки о Масленникове (с сокращениями), 1954 год.

Ни одному туристу и альпинисту не удалось еще подняться на самые высокие вершины Урала – Народную и Манарагу.
Хорошая погода и прекрасное состояние всех участников позволяли надеяться на успех. 26 июля группа поднялась на Манарагу (1820 м) – красивую и труднодоступную уральскую вершину, открытую лишь в 1949 году. Подъем на Манарагу оказался самым тяжелым. Использовали каждую трещину, каждый выступ.
Пишем записку, ставим большой тур с красным вымпелом посередине. Совершенно неожиданно находим бутылку с тремя записками – на Народную до нас поднимались сотрудники Полярно-Уральской экспедиции Академии наук Д.Канин (1937 год), Л.Долгушин (1939) и А.Северцов (1941).

Наверняка возник резонный вопрос: «А чего я собственно здесь распинаюсь?». Просто лично на мой взгляд, группа Дятлова была нормально подготовлена для прохождения маршрута. Да, есть вопросы по их закидонам после выхода и претензии к снаряжению. Однако повторюсь. Так ходили все туристы тех лет. И заметьте, искали ребят опытные (да-да, не побоюсь этого слова) альпинисты, которые не заметили на месте следов схода доски-лавины, признали склон неопасным, а установку палатки правильной. Но при этом не могли понять, почему группа Дятлова решила бросить палатку?