3,1K подписчиков

Мухаммед Али. Просто величайший. Часть первая

В пятницу, 3 июня, «после 32 лет борьбы с болезнью  Паркинсона, Кассиус Марцелл Клей, он же Мухаммед Али, скончался в  возрасте 74 лет», – сообщил его представитель Боб Ганнелл.

В пятницу, 3 июня, «после 32 лет борьбы с болезнью Паркинсона, Кассиус Марцелл Клей, он же Мухаммед Али, скончался в возрасте 74 лет», – сообщил его представитель Боб Ганнелл. Похороны самого известного боксёра мира прошли в его родном городе Луисвилле (Кентукки) 10 июня. «Семья Али хочет поблагодарить всех, кто сопровождает его своими мыслями, молитвами и поддержкой, а также просит понять их чувства», – говорится в заключении. Мухаммед Али скончался в больнице в Фениксе (штат Аризона) в возрасте 74 лет после того, как был госпитализирован на той же неделе.

Источник, близкий к семье, за несколько часов до этого, подтвердил информационному агентству AFP, что Али находится в «очень тяжёлом состоянии». За день до смерти бывший чемпион был госпитализирован в больницу Феникса из-за проблем с дыханием, согласно информации, предоставленной Бобом Ганнеллом в официальном заявлении. В нем Ганнелл объяснил, что у Али проблемы с дыханием, и врачи уже лечили его.

В течение многих лет Мухаммед Али проводил большую часть своего времени в своем доме в Фениксе, где погодные условия были наиболее подходящими для его ухудшившегося здоровья. После того, как его поместили в больницу, представитель семьи сказал, что он получает медицинскую помощь в качестве меры предосторожности, поэтому ожидалось, что его пребывание в больнице будет очень коротким. «Али лечит его команда врачей, и он в хорошем состоянии», – отметил Ганнелл.

Али выглядел все более слабым во время своих публичных выступлений, последнее из которых состоялось 9 апреля в Фениксе, на ежегодном ужине звёзд бокса, на котором традиционно собирают средства на лечение болезни Паркинсона.

Джо Мартин, был одним из многих полицейских, патрулирующих Луисвилл, и он был владельцем спортзала Колумбия, где городские мальчики тренировались с минимальным набором инвентаря, имеющегося в их распоряжении, набивая мешки песком, устраивая драки в перчатках, большой размер которых, делал мальчишек еще меньше. Этот человек сыграл важную роль в карьере боксёра и, возможно, был одним из немногих людей, которым Али был обязан частью своего успеха. Мартин до сих пор в деталях помнит тот летний день 1954 года, когда тощий 12-летний мальчик вошел в свой спортзал. Глаза маленького Кассиуса Марцелла Клея были влажными от слез, он плакал, потому что кто-то украл его велосипед за 60 долларов, который отец купил ему всего два дня назад. Мартин остановился, чтобы встать на колени рядом с мальчиком и утешить его. Когда ребенок закончил рассказывать свою историю, он добавил кое-что, что впечатлило офицера: «Если я когда-нибудь поймаю парня, который украл мой байк, я изобью его!»

Мартин ответил, что ему лучше сначала научиться боксировать, прежде чем пытаться кого-либо победить; это было началом отношений между Кассиусом Клеем и Джо Мартином, которые продлились шесть лет. Таким образом, Кассиус стал парнем из спортзала Колумбии.

Джо Мартин был очень строгим тренером. Его слова были законом: «Если я скажу, что на улице идет дождь, я не хочу, чтобы кто-нибудь выглянул в окно, чтобы проверить мои слова».

Кассиус ел и спал дома, где он получал любовь и привязанность, но он буквально жил в спортзале, где слушал и учился … «Я сделал так, чтобы он и его брат Руди узнали, что такое дисциплина», – вспоминает Мартин.

Молодой боксёр, который участвовал во всех вечерах, которые его тренер устраивал каждую неделю в любительской категории, быстро стал известен на улицах Луисвилля как «мальчик с быстрыми руками». Его победы на рингах принесли ему известность, но не изменили его отношений с тренером.

«Мальчик все время говорил, – вспоминает Мартин, – иногда мне приходилось кричать, чтобы он заткнулся. Если он заходил слишком далеко, я давал ему пощечину. Ему нужно было постоянно напоминать, что такое дисциплина».

Спустя годы, когда Кассиус собирался получить титул чемпиона мира в супертяжёлой весовой категории, Мартин был в Майами, наблюдая за его тренировками. Его новый тренер Анджело Данди пытался помочь Клею надеть футболку, но Кассиус оттолкнул его. «Если бы он сделал это со мной, – говорит Мартин, – я бы приставил дуло своего пистолета к его голове …»

Несомненно, у Мартина была причина сказать эти слова, но неоспоримо то, что, помимо того, что он помог Кассиусу привить некоторую дисциплину, он тщательно подготовил его к Олимпийским играм, проходившим в Риме в 1960 году, где тот был награжден золотой медалью в категории полутяжёлого веса. Клей был взволнован всем этим. Он выиграл высшую награду, услышал, как за него играет американский гимн и получает аплодисменты, поздравления и другие знаки поддержки со стороны соотечественников.

Клей понял, что сейчас идеальный момент для достижения того, чего он хотел. Он получил имя и успех, которого не ожидал; он чувствовал, что за ним стоит масса людей, которые безоговорочно поддержат его.

По возвращении в Соединенные Штаты прием был потрясающим, просто грандиозным! Но в Луисвилле все изменилось. Однажды он пошел с друзьями в ресторан, и ему отказали во входе, потому что он был чёрным. Этот факт, наряду с некоторыми другими, привел его к осознанию истины, его разочарование было беспрецедентным … он думал, что с золотой медалью, проблемы для него решены … Мечтатель!

Когда он выиграл медаль, он пообещал себе, что всегда будет носить ее; но после этой череды событий ему стало стыдно. Он представлял страну, он верил в ту страну, где существует равенство между расами и вероисповеданиями; но это было всего лишь иллюзией. Поэтому он бросил медаль в реку Огайо…

Помимо этого драгоценного трофея, он также выиграл титул «Золотые перчатки», высшую награду в категории любителей, и все предсказывали, что в профессиональной категории его ждет светлое будущее.

Мартин предполагал, что это будет происходить под его опекой; но он был разочарован, когда Клей вступил в профсоюз, состоящий из 11 бизнесменов, за 10 000 долларов, гарантированную зарплату в 4 000 долларов в год в течение первых двух лет и 6 000 в течение следующих 6 лет.

Уильям Фавершам, руководитель крупной алкогольной компании, был главой профсоюза. Проницательный и понимающий человек, Фавершам хотел финансовой безопасности для Кассиуса. «Мы не хотим, чтобы он закончил так, как Джо Луис; часть его доходов будет направлена в пенсионный фонд, который он не сможет использовать, пока ему не исполнится 35 лет или когда он бросит бокс. Мы позаботимся о том, чтобы ему заплатили должным образом “.

Для его бывшего тренера это был удар ниже пояса; его подход был далек от того, что думал Клей. Мартин видел только двенадцать бизнесменов, которые думали, что это хорошее вложение. Они считали, что уникальная возможность для бизнеса, когда простое вложение нескольких долларов может сделать их миллионерами. Для него же они были не более чем кучкой незваных гостей, которые пытаются воспользоваться плодами его работы. Конечно, идея о том, что цель этих людей была исключительно альтруистической, была несостоятельной …

Билл Фавершем, который знал Клея лучше, чем кто-либо другой, однажды заявил: «В целом, он боится мира, но быть Кассиусом Клеем – вот что его пугает больше всего. Вы должны знать, что в нем нет ни капли злобы. Для него идея хорошо провести время зависит от четырех шариков мороженого и апельсинового сока “.

С тех пор он больше не хотел слышать имя Кассиуса Клея, так как считал его «рабским» именем. Его странные идеи, а также имя, которым мы можем назвать его, не имели значения. Этот молодой хвастун, который привлек внимание общественности, читая свои стихи и предсказывая раунд, в котором он нокаутирует своего соперника, которого многие считают клоуном, по мнению Фавершема, должен был исчезнуть так же быстро, как он ворвался в мир бокса.

Но хвастун никогда не проигрывал, а его соперники падали в нокаут именно в тот момент, который был им объявлен. Поскольку его прогнозы почти всегда сбывались, вокруг него создавалась определенная аура непобедимости, и люди начали комментировать, что Мухаммед Али лучше, чем любой из уже легендарных чемпионов: Джонсон, Демпси, Луис и т.д. Али был признан лучшим боксёром в истории, что не провергалось фактами.

Билл Фавершан и синдикат наняли опытного тренера для обучения Клея. Новым тренером стал ни кто иной, как легендарный Анджело Данди. Рекомендации для него были очень конкретными: «Сделайте его чемпионом и держите подальше от любых проблем». Гонорары Данди были несколько уменьшены, потому что он ожидал много зарабатывать в будущем; но пока не пришли большие деньги, он брал всего 125 долларов в неделю. Когда боксёр не тренировался, Анджело вообще не получал денег; но, как и предсказывалось, вскоре настали дни больших выплат. Это было выгодно для маленького тренера, который имел репутацию человека поддерживающего своих бойцов морально во время тяжёлых тренировок.

Анджело и Клей познакомились еще до того, как были собраны вместе Фавершем. Данди до сих пор вспоминает их первую встречу: «Я был в Луисвилле с Уилли Пастрано в 1957 году. Уилли был чемпионом мира в полутяжёлом весе. Мы были в номере отеля, и зазвонил телефон. Я ответил, и мне показалось, что с другой стороны ребёнок. Он назвал мне свое имя, Кассиус Марцелл Клей, и сказал, что выиграл золотую медаль на Олимпийских играх. Он спросил меня, может ли он подойти в мою комнату и показать ее мне. Он не переставал говорить, рассказывал мне много чего обо мне и обо всех моих бойцах и т.д., и добавил, что видел меня по телевидению».

«Я попросил мальчика заткнуться на минутку и сказал Пастрано, что это был сумасшедший парень, который был внизу, хочет подняться и увидеть меня, на что он ответил:« Пусть идёт».

Кассиус пришел со своим братом Руди. Они пробыли около трех часов, и все это время он все время спрашивал Пастрано: сколько миль вы пробегаете в день? Что вы едите на обед перед боем? Сколько апельсинового сока вы пьете, когда ваш поезд? и т. д. “

«Клей и Пастрано с самого начала начали подначивать друг друга. Оба они действительно хотели спровоцировать другдруга. Кассиус попросил меня позволить ему боксировать с Пастрано; я сказал, что он должен спросить его. Вилли дал свое согласие, так что уже на следующий день они дрались в спортзале Джо Мартина “Колумбия” “.

«Клей выглядел огромным, а Вилли ужасным. Они просто дрались, пока я не остановил бой. Я сказал Вилли, что он не в форме, и что лучше остановиться, пытаясь найти какие-то оправдания, но он не принял ни одного моего оправдания, сказав: «Энджи, этот мальчишка действительно хорош».

Под бдительным оком Анджело Данди Клей изучил все аспекты бокса, от тренировок до бизнеса, который постоянно меняется. Данди был удивлен невероятной скоростью этого молодого человека, но еще больше его поразило неуёмное желание Клея стать богатым и знаменитым.

«Я не мог вытащить его из спортзала, -вспоминает Данди. – Даже после того, как я выключил свет, он продолжал заниматься боем с тенью. Он хотел боксировать со всеми в зале.

Он не возражал, будь то наилегчайший вес или тяжёловес, он все время повторял, что ему нужно тренироваться». Ни один боец в истории не тренировался усерднее, чем Клей. Он приходил, чтобы провести в среднем 160 раундов спаррингов при подготовке к 8-раундовому бою. Большинство бойцов делали около 50 раундов перед боем из 10 раундов. 29 октября 1960 года Клей дебютировал в профессиональной карьере, сражаясь с молодым Томми Хансакером; Встреча прошла в Луисвилле. В течение следующих шести месяцев он боксировал и танцевал на пути к своим шести победам подряд, пять из них нокаутом.