87 подписчиков

Медиафасады: какие они бывают и где уместно их использовать

249 прочитали

Статья руководителя отдела светодизайна INTILED Ульяны Виноградовой.

Статья руководителя отдела светодизайна INTILED – Ульяны Виноградовой. Роль информации в современном мире огромна, не зря говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».

Роль информации в современном мире огромна, не зря говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». В отрасли освещения информация, помимо вывесок и объявлений, – это медиафасады, которые пользуются возрастающей популярностью. С помощью медиафасадов можно выполнять различные задачи. В первую очередь – доносить информацию до людей; во вторую – создавать ночной имидж, запоминающийся образ; в третью – показывать назначение объекта. Есть и обратная сторона медали, LED-экраны играют и негативную роль: могут отвлечь от управления транспортным средством, создать визуальный дискомфорт. Так давайте же разберёмся, где уместно использование медиафасадов, и какие они бывают.

Klubhaus St.Pauli, Hamburg. Photo credit: Pinterest
Klubhaus St.Pauli, Hamburg. Photo credit: Pinterest

Если это спортивный объект, то практически во всех случаях медиа тут будет уместно, за исключением, конечно, исторических зданий. С помощью медиафасада мы сможем показать, какая команда играет, какой счет, или же просто транслировать динамические эффекты, и будет ясно, что сегодня на объекте происходи какое-то событие. Это привлечёт внимание, разовьёт интерес к мероприятию, а также к самому сооружению.

Стадион «Лужники», Москва
Стадион «Лужники», Москва

Для торговых центров привлечение покупателей – это первоочередная задача. Привлекательность этих зданий в тёмное время суток сулит большую выгоду для владельцев. Поэтому в данном сегменте рекомендуется использование медиафасадных решений, это позволит привлечь максимум людей, создать приятный глазу ночной облик здания.

ТРК «Лето» , Санкт-Петербург
ТРК «Лето» , Санкт-Петербург

Если мы говорим об офисах компаний и бизнес-центрах, то возможность привнесения бренд-бука в освещение является ключевым фактором выбора медиа систем для освещения таких зданий. Не обязательно устанавливать оборудование на всё здание, можно ограничиться некой частью, которая будет являться центром композиции, или будет видна издалека.

Aspire Tower, часть спортивного комплекса в Дохе, Катар
Aspire Tower, часть спортивного комплекса в Дохе, Катар

Пространственные конструкции также могут использовать медиафасады для своих целей – доносить информацию, создавать новый образ, использоваться для навигации. Объекты, выполняющие развлекательную функцию: цирки, музеи, театры, могут привлекать внимание, создавать настроение, ассоциацию со специализацией этих зданий.

Визуализация освещения туннеля. Пример пространственной конструкции
Визуализация освещения туннеля. Пример пространственной конструкции

Какие же бывают медиафасады? Самое простое – это светодиодные экраны высокого разрешения. Они являются современным и эффективным методом продвижения рекламы, так как могут транслировать контент в формате 2D и 3D, в высоком и низком разрешении (high resolution/ low resolution) – все зависит от пожеланий заказчика. Тут важно обращать внимание на яркость экрана, он не должен слепить людей, а также направление излучения не должно попадать в жилые окна.

В архитектурном освещении чаще всего используются медиафасады низкого разрешения. Это зависит от того, что источники света находятся чаще всего на стойках фасадного остекления, а между стойками, как правило, есть расстояние около метра. Для их создания используют точечные или линейные приборы прямого наблюдения (direct view luminaires).

Светильники прямого наблюдения серии IntiDOT
Светильники прямого наблюдения серии IntiDOT

Шаг пикселя зависит не только от конструкции здания, но и от задачи, поставленной перед медиафасадом, а также от финансовых возможностей заказчика. Для линейных светильников чаще всего используется, исходя из опыта, шаг 4-5 пикселей на метр, для точечных – 300мм между пикселями. Чем ближе расстояние, с которого вы хотите различать контент, тем меньше должен быть шаг между пикселями. Также необходимо понимать, что со среднего расстояния (0,3км-1км) контент будет читаться лучше всего, а на расстоянии 2км будет видно только яркое пятно медиафасада, он будет восприниматься как единое целое. Если у нас приборы расположены только вертикально, то сбоку контент будет читаться лучше, чем в анфас. В последнее время медиафасады очень часто интегрируются в фасад: профиль встраивается в стойки остекления, а не накладывается поверх него. Есть также технология LED-печати на стекле, которая позволяет, оставив стекло прозрачным, вывести на него контент.

Отель YAS, Абу-Даби, ОАЭ
Отель YAS, Абу-Даби, ОАЭ

3D медиафасады отличаются сложностью программирования сценариев, для этого используется специальное ПО, и производители им, как правило, не делятся. Поскольку пиксели тут располагаются по всем трём пространственным осям, контент получается объёмным, выразительным. Данный тип медиафасадов используется чаще всего для создания инсталляций, иногда для установки в нише фасада для создания массива светильников, на котором возможна демонстрация логотипов компаний и других знаков.

Штаб-квартира «Лукойл», Москва
Штаб-квартира «Лукойл», Москва

Однако надо не забывать, что медиафасад – это не всегда просто куча пикселей. Самое главное – идея! Идею можно реализовать не только на светильниках прямого наблюдения, но и на светящих светильниках. Например, идея может состоять в полном изменении геометрии фасада, в демонстрации какого-то конкретного образа (сердце, смайлик и т.д.)

Uniqa Tower, Вена, Австрия. Пример того, как медиафасад меняет геометрию здания
Uniqa Tower, Вена, Австрия. Пример того, как медиафасад меняет геометрию здания

Отдельный вопрос состоит в управлении медиафасадом. Для этого создается сложная сеть, состоящая из контроллеров, усилителей, управляющего компьютера и прочих компонентов системы управления. Надо понимать, что стоимость такой системы будет составлять не менее 30 процентов от стоимости светильников, а в некоторых случаях даже доходить до 50 процентов. Есть различные ПО для управления и создания контента для таких систем, одно из самых современных – LIGHTCAD. Оно позволяет не только создать проект в 3D, и демонстрировать динамические эффекты в реальном времени, но также создавать различные сценарии и управлять оборудованием на объекте (software + hardware).

Статья руководителя отдела светодизайна INTILED – Ульяны Виноградовой. Роль информации в современном мире огромна, не зря говорят: «Кто владеет информацией, тот владеет миром».-11

Некоторые недооценивают роль медифасадов в создании контента. Мировой опыт подсказывает, что инвестиции в развитие медиатехнологий очень эффективны, это самый быстрый способ продвижения рекламного продукта, так как в связи с конкуренцией, которая растет в геометрической прогрессии, возникает необходимость привлечения новых клиентов. Контент, который демонстрируется при помощи медиафасада, привлекает больше внимания наблюдателей, так как это движущееся, а не статичное изображение. Вспомните, как эффектно спонсоры масштабных спортивных мероприятий демонстрируют свои продукты, например, «The Last Shot» от агентства AKQA для Jordan Brand.

«The Last Shot», AKQA
«The Last Shot», AKQA

Кампания был разработана к 30-летию бренда Jordan, и предполагала реинкарнацию прошлых побед для объединения с существующей маркой. При помощи множества LED-экранов для болельщиков была воссоздана атмосфера великих моментов карьеры Майкла Джордана, где сами фанаты могли произвести свой бросок и почувствовать себя знаменитым баскетболистом.

Медиафасады, реализованные INTILED

INTILED имеет достаточно обширный опыт в реализации проектов с медиафасадными решениями. В процессе работы над одним из проектов – ТРК «Лето», командой INTILED было принято решение не просто акцентировать фасадное решение, но сделать освещение динамическим. Идея создать медиафасад возникла благодаря самой конструкции здания. Трава на торговом центре выполнена из узких перфорированных панелей, установленных на металлическом каркасе, который крепится непосредственно к основному фасаду. Лепестки сделаны из матового зеленого поликарбоната и располагаются на перфорированных панелях. Как только стало ясно, что они полые, родилась идея сделать их светящимися изнутри. Поскольку толщина лепестков всего 150 мм, то необходимо было подобрать маломощный маленький источник света с широким углом излучения. Самое сложное было найти идеальный поликарбонат так, чтобы на выходе не было видно светящихся точек, чтобы источник света не просвечивал сквозь поликарбонат. Идеально на данную позицию подошел светильник серии IntiDOT. Такой выбор дал возможность управлять каждым световым коробом по отдельности, что позволило «оживить» лепестки. А высокая степень защиты светильника IP65 и IP67 для драйвера обеспечили длительный срок службы (не менее 50 000 часов) изделия в температурных диапазонах до -40 ° С. Для данного фасада написано более 50 сценариев, включающих в себя набор сезонных сценариев, сценариев на каждый праздник, вплоть до Хэллоуина.

ТРК «Лето», Санкт-Петербург
ТРК «Лето», Санкт-Петербург

Для здания ФНС в Москве был выбран другой путь реализации. Основой динамического медиафасадного решения стала уже знакомая вам система IntiDOT, состоящая из точечных светильников высокой яркости. Различные конфигурации системы IntiDOT позволяют создать уникальное техническое решение для построения медиафасада. Точки хорошо заметны даже на большом расстоянии благодаря значительному для их размера световому потоку в 48 лм на пиксель. Они расположены на расстоянии 200 мм друг от друга и образуют вертикальные гирлянды. Все гирлянды установлены в жесткие корпуса и закреплены в чередующихся межоконных пространствах. Такое расположение формирует световой ритм, что в сочетании с зеркальной поверхностью фасада создает эффектный образ и делает здание узнаваемым в вечернее и ночное время.

ФНС, Москва
ФНС, Москва

Подведем итоги: медиафасады имеют множество достоинств, но также и недостатков. Прежде всего – это отрицательное отношение некоторых людей к широкоформатной рекламе, считающих ее чрезмерно агрессивной. Также недостатком является прямая зависимость от наличия огромного количества электропитания и исправности управляющего компьютера. Достоинства же очевидны. Современные разработки в области медиатехнологий городского общественного пространства позволили создать очень привлекательный вариант, который служит не только для донесения контента, но и для украшения поверхности стен зданий и сооружений, для навигации, придавая индивидуальность городской среде.

Создание медиафасадов возможно благодаря появлению LED источника света, которые используются в совершенно разных качествах. Использование новой технологии – это гармоничное сочетание инноваций и традиционного взгляда на принципы проектирования освещения сооружений для современного города.

Огненные башни, Баку, Азербайджан
Огненные башни, Баку, Азербайджан