Рэп в России стал развиваться ориентировочно с середины 80-х годов. Вспоминая то время, считаю уместным вспомнить таких пионеров отечественного рэпа как DMJ, МD & С Павлов, Bad Balance, Мальчишник и в какой-то степени Дельфина (Андрея Лысикова). "В какой-то степени", потому что Дельфин, хотя и был включенным в смысловой код хип-хопа, будучи и брейкером (би-боем), и рэпером в группе "Мальчишник", всегда для меня содержательно был шире понятия "рэп", поскольку, как я полагаю, довольно быстро Дельфину стали тесны одежды стиля.
Пройдя сложный путь становления с "вы тут рэп танцуете?" до альтернативной формы современной поэзии, рэп привлекал и привлекает в свои ряды множество сторонников с самыми различными убеждениями, религиями, политическими взглядами.
Думается, что связано, это, в первую очередь, с его сравнительной (и часто кажущейся) доступностью в его "производстве". Действительно, что тут принципиально сложного? Подошёл к тем знакомым, что занимаются битами, заказал у них бит, потом чего-то там сочинил, потом (при наличии минимального музыкального слуха) зачитал у тех же знакомых в студии (чаще всего в домашней), выложил во ВКонтакте и все! Начало положено! Никакой нотной грамоты, никаких консерваторий... "Если что, пацаны, потом "пианинки" "порубят" и поставят, где надо"...
Вторая причина, на мой взгляд, в том, что рэп информативен, то есть может сказать больше, чем та же песня за единицу времени, при условии, что сам рэп написан будет мастером, который сможет "утрамбовать" в каждую строчку больше смысла, чём новичок, вставший только вчера у стойки с микрофоном.
Третья причина, заключается в том, что рэп, являясь в основном музыкой молодых, со всей его "рупорностью", наглостью, лозунговой декларативностью, наплевательством на авторитеты, очень удобен для отражения молодыми своих нигилистических воззрений и политических взглядов. Когда молодому поэту нужен нож или шашка, он выбирает рэп... Рэп, за счёт его "природной" акцентированности, "маршевости" гораздо более эффективный инструмент в реализации "бунтарских" целей, нежели песня. Именно в силу этого, рэп в качестве идеологического оружия выбирают и исламские радикалы, и современные крестоносцы, и последователи анархизма, фашизма, национал-социализма, а также те, кто просто отрицает все и вся.
Четвертая причина, в том, что рэп, при наличии сильного материала, обладает большим потенциалом для непосредственного внушения любых замыслов, от маркетинговых до политических и идеологических. Концентрированность" и быстрота рэпа во времени в сочетании с "убойным" ритмическим рисунком способны ввести и самого исполнителя, и слушателей в состояние транса, когда и "море по колено".
Думается, что, в основном, именно в силу этих причин рэп, по сути, уже сейчас стал тем "духовным" хлебом (пусть для кого-то черным и чёрствым), без которого уже трудно представить культурную и социально-политическую жизнь в России.
Сборник лучших песен Алмаза Борцова (ех-Большой Друг)