1. Власть есть часть управления, ибо всякая власть управляет подвластными и без такого управления власти не существует. Разве что в форме метафоры. Но не всякое управление есть власть. Например, управляющие последовательности машинного кода реально управляют процессами в электронно-вычислительной машине, но такое управление не есть власть ни управляющих последовательностей над машиной, ни власть человека, написавшего код, над машиной же. Разве что в форме метафоры.
Какова же специфика власти как части управления? Власть — это управление людей людьми. Можно сказать, что власть это олицетворённое управление. Олицетворённое как со стороны субъекта власти, так и со стороны объекта власти.
2. Хотя в некоторых вырожденных случаях люди в качестве объекта власти предстают как серая безликая покорная биомасса. Но в этих случаях власть ничем не отличается от управления электронно-вычислительной или любой другой машиной. Просто здесь — биомашина, люди, доведённые до состояния машин. Стало быть, в этих случаях и сама власть вырождается в обычное управление.
Это один полюс власти, её предел, в котором она перестаёт быть самой собой.
3. Другим полюсом, на котором власть перестаёт быть властью и становится обычным управлением, оказывается ситуация полной согласованности власти и подвластных, ибо власть тут лишь логически, но не онтологически отделена от подвластных. Этот предел власти следует назвать самоуправлением народа, в котором власть олицетворяет это народное самоуправление. Такая власть есть субъект выработки управляющих последовательностей для развития народа, субъект, созданный самим народом для своих народных нужд. Здесь нет власти, здесь власть дошла до предела и превратилась в самоуправление.
4. Обширная область среднего отношения управления народом и самого народа как раз и представлена властью в истинном, а не в вырожденном, смысле этого понятия. Формы и содержание этого отношения ограничены двумя пределами или двумя полюсами отношения власти и народа. Должно быть понятно, что внутри этих пределов, то есть между ними, отношение власти и народа разлагается на бесконечный спектр отдельных отношений. А содержание и формы этих отношений можно делить по разным основаниям, получая всё новые и новые конкретные и отдельные отношения власти и народа.
Важным и необходимым определениями этого отношения будет (1) отделённость власти от народа и (2) забота власти о себе самой.
(1) Как только отделённость власти от народа теряется, общество приходит или к безвластию, или к самоуправлению.
(2) А как только забота власти о себе самой по тем или иным причинам прекращена, власть вместе с этой самозаботой и самообслуживанием теряет самосознание, то есть становится сумасшедшей. Власть может и должна в этом случае быть смещена и заменена новой властью. Иными словами, онтология власти с её заботой о себе самой, своём сохранении есть гносеология власти, её воплощённый ум.
5. С такой онтологией и такой гносеологией власть выходит к народу. Но и в жёстких рамках этих онтологических и гносеологических ограничений власть и народ могут строить самые разнообразные отношения. Рассмотрим и разделим это отношение по известному уже нам основанию близости и дальности власти и народа.
Чтобы отношение «заиграло», надо неформально определить народ.
Народ есть совокупность людей, стремящиеся к (1) сохранению самих себя и к (2) своему развитию. Причём в отличие от власти, сохранение и самосохранение народа есть его бытийное, то есть онтологическое, определение, но не определение гносеологическое, не проявление народного самосознания. В отличие от власти, народ просто живёт и хочет жить, не мудрствуя ни лукаво, ни серьёзно и ответственно. А формой самосознания народа является его развитие. Развитие умных существ, какие суть люди, невозможно без (1) постановки цели развития, (2) выбора подходящих средств развития и (3) применения средств для устремления к цели, то есть для соединения средств с целью.
Если народ живёт и добивается своих целей — это народ в норме его бытия.
В сохранении самих себя власть и народ совпадают в своих определениях. Но власть, в отличие от народа, не стремится к развитию. Власть, отделённая от народа и потребляющая ресурсы, доставляемые ей народом для заботы о себе самой, в принципе уже достигла всего, чего хотела, И ничего менять она не намерена. Вот на этом различии динамики народа и статики власти прорастает и развивается противоречие власти и народа.
Живые люди, а значит и люди власти, суть системы динамические. То есть для сохранения status quo им надо постоянно прилагать определённые усилия. Поэтому нельзя сказать, что статика власти есть её покой и полное забвение о народе. Забвение зарвавшейся власти вполне может быть, но покой власти только снится. Её покой динамический и мыслится ею как стабильность. Таков этот покой и есть действительно.
Напротив, динамика развития, присущая народу, есть стремление уйти от покоя, поскольку текущее положение народа народ никогда не устраивает, покой — это состояние народа, от какового состояния народ бежит.
Перемен требуют наши сердца!..
Так незамысловато народ поёт о себе самом. И власть порой отвечает на требования сердец народных, выступая в качестве тренера по бегу или менеджера эпохи перемен. Таким тренером и менеджером был А. Б. Чубайс с его приватизацией и ваучеризацией, обеспечивающей пресловутую приватизацию. Пенсионная реформа — тоже даёт жирный пример работы эффективных менеджеров власти с народом, мыслимым этими менеджерами тупым, гадким и в целом им, менеджерам, не нужным.
Но бывают и не столь ложные примеры смычки народа и власти. Например, когда власть осуществляет крупные инфраструктурные проекты, полезные не только власти, начищающей в этих проектах свой имидж до блеска бляхи городового и ворующей без зазрения совести выделенные ею же из налогов средства для осуществления этих проектов, но полезные и народу, как народу полезен восемнадцатикилометровый Крымский мост с железнодорожным и автомобильным сообщением материковой России с полуостровом Крым.
Вакцинация народа против вируса, который сейчас у всех на слуху, тоже представляет пример действительной заботы власти о народе, ибо умирающий и умерший народ власти ни к чему, с мертвым народом власть перестаёт быть властью и сохраняет лишь минимальные властные функции, в кои входит лишь выбор места для кладбища, но после этого власти уже самой придётся копать могилы для народа, то есть даже в этом нехитром деле исполнять не функции власти, а лишь участвовать в процессе самоуправления похоронной команды. И хотя после множества денежных реформ и одной реформы пенсионной народ привык стойко не верить инициативам власти относительно него, народа, вакцинация против covid-19 всё же есть благо, благо для народа, как и любая вакцинация, например, вакцинация против кори или против гриппа. В этих процессах главное, что нужно запомнить народу, это «Не мочить Манту!»
6. Стало быть, внутри пределов власти, между полнотой анархии и полнотой самоуправления, у власти и народа могут складываться как позитивные отношения, полезные и народу и власти, так и негативные отношения, не полезные ни народу ни власти. Чтобы не напарываться на острое неприятие народа, власть должна иметь не только самосознание, реализующееся в её заботе о себе самой, но и сознание внешних предметов, иными словами обладать сознанием народа, мыслить народ как область применения своих властных полномочий не для себя только, для власти, а и для народа. А для этого народ необходимо познавать и согласно его специфике принимать решения для развития народа.
7. Выше мной писалось, что власть отделена от народа и власть заботится о самой себе. Для этого могут быть предприняты огромные усилия, в том числе и практические, меняющие природную данность, в том числе и физические, например, физической охраны жирующих лиц, принадлежащих к тонкому слою власти. Однако, форма, в которой всё это осуществляется властью и для власти, есть форма идеальная, форма информационная. Власть отдаёт распоряжение, но даже доносит его до народа не сама власть, а её герольды, в современном мире — провластные и государственные средства массовой информации. И потому, какие законы, указы, распоряжения выпускает из своих уст власть, можно судить о власти в её чистом смысловом виде. Тут она от народа не скроется, сколь ни была бы она от народа отделена. Тут народ вправе вершить высший суд над высшей властью.
Российская власть особенно провальна в информационной сфере, особенно слаба, груба и несуразна на медиа-поле. Это потому происходит, потому случается с российской властью, что она и плохо мыслит, и никудышно говорит. А ведь истинное мышление и грамотная речь, его выражающая, не только самое лёгкое, самое невесомое и в то же время самое колоссальное преимущество человека над животными дикими, домашними и человекообразными, но и единственная материя, с которой власть работает как власть, а не существует как совокупность биологических особей вида homo sapiens sapiens.
8. Последний пример информационного провала российской власти, который попался мне на глаза, это сообщение Министерства здравоохранения Российской Федерации.
https://www.facebook.com/MinzdravRu/photos/a.231028340564713/1459006001100268/
«Как проводится повторная вакцинация?
Рассказывает главный внештатный терапевт Минздрава России Оксана Драпкина:
— Повторная вакцинация от COVID-19 производится в полном соответствии с инструкциями по медицинскому применению вакцинных препаратов. Так, при использовании вакцин «Спутник V», «ЭпиВакКорона», «КовиВак», повторная вакцинация проводится двумя компонентами вакцин с соответствующим интервалом — 3 недели для «Спутника V», 2-3 недели для «ЭпиВакКорона» и 2 недели для «КовиВак».
Пациент считается повторно вакцинированным после введения второго компонента, тогда же ему становится доступен электронный сертификат вакцинации и QR-код. При использовании однокомпонентной вакцины «Спутник Лайт» человек считается повторно вакцинированным после введения единственного компонента».
«Рассказывает главный внештатный терапевт Минздрава России Оксана Драпкина».
Как внештатный терапевт, к тому же такой косноязычный, может быть главным в Минздраве РФ? Минздрав доверяет внештатным сотрудникам настолько, что пользуется их услугами даже в официальных заявлениях? Штатных остро не хватает? Набирают по объявлениям и сразу делают главными врачами?
«При использовании однокомпонентной вакцины «Спутник Лайт» человек считается повторно вакцинированным после введения единственного компонента».
Что-то не так с головой и арифметикой в Министерства здравоохранения Российской Федерации, если единственное и однократное считается там повторным.
9. А примером уже не умственной слабости власти, а, можно сказать, властной слабости власти, то есть неспособности власти заставить подвластных исполнять указы, постановления и распоряжения власти, является введение властями масочно-перчаточного режима в Москве на транспорте и в других общественных местах. Перчатки в метро не носит никто. Впрочем, в вестибюлях станций имеются аппараты для дезинфекции рук, что, конечно, хорошо и правильно. Но перчатки отсутствуют как класс необходимых вещей. А в масках проходят мимо контроля на входе все, все своими закрытыми рожами как бы отдают честь работникам линейного отдела полиции, но на платформах и в вагонах, где полиции уже нет, где полиции не пора уже честь знать, половина или больше пассажиров маски снимает или прикрывает ими лишь подбородки.
А когда я вернулся из Москвы в Иваново, в маршрутном такси, в котором были заняты все сидячие места, маской на лице красовался только один я. В Иванове о масках и перчатках забыли напрочь.
10. Власть, не способная правильно мыслить и грамотно говорить, есть умственно бессильная власть, власть-недоразумение. А власть, не способная провести свои решения в реальность социума, отследить исполнение своих решений и систематически наказывать виновных в неисполнении, есть бессильная власть, есть безвластная власть, то есть власть только по названию. Вакуум этой, лишь номинальной, власти заполняет анархия.
2021.07.12.