18,7K подписчиков

Семейные секреты апостола Павла: кем были родственники апостола и кто из них помогал ему

3,7K прочитали

Среди учеников Христовых апостол Павел занимает особое место. Во-первых, потому что в прошлом он был гонителем Церкви Божией (Фил.3:6) и преследовал христиан. Во-вторых, потому что довольно поздно принял христианство (в 33-36 гг.), отчего не вошел в круг ни 12, ни даже 70 апостолов Христовых. Наконец, в-третьих, потому что, несмотря на все это, апостол Павел сделал для прежде гонимой им Церкви больше (как нам кажется),чем все другие апостолы из числа 12 и 70... Здесь и 4 миссионерских путешествия, и 14 посланий; различные опасности (2Кор.11:25), тюремные заключения за проповедь Евангелия (2Кор.11:23).

Рембрандт. Павел в темнице. 1623 г. Изображение взято в открытых источниках.
Рембрандт. Павел в темнице. 1623 г. Изображение взято в открытых источниках.

Существует немало хороших жизнеописаний апостола Павла. Выделим среди них "Жизнь и труды святого апостола Павла" Ф. В. Фаррара и"Апостол Павел. Биография" митрополита Илариона (Алфеева).

Однако о семье апостола ни в каком из этих трудов, к несчастью, детально не говорится... Значит ли это, что Павел вообще не имел родственников? Что он был один как перст во всем мире? Давайте разбираться...

1. Родители. Родители апостола происходили из колена Вениаминова (Рим.11:1) и проживали в киликийском городе Тарсе (Деян.21:39). Отец Павла (имя, к сожалению, не сохранилось), скорее всего, занимался изготовлением палаток (Деян.18:3), поскольку сам Павел владел именно этим ремеслом (у иудеев в I в. профессия передавалась от отца к сыну).

Палаточный бизнес был весьма прибыльным делом, ибо киликийские палатки ценились не только в Малой Азии, но и далеко за ее пределами. Согласно Уильяму Баркли, они (палатки) изготавливались "из особой породы коз, отличавшихся своим руном". Из этого руна мастера делали материю, которая называлась "киликия" (Уильям Баркли. Новый Завет).

Благодаря палаточному бизнесу отец Павла смог дать сыну блестящее богословское образование: тарсянин Павел (тогда еще Савл) стал первым среди учеников известного в I веке богослова Гамалиила (Деян.22:3). Апостол в совершенстве изучил иврит, греческий язык и риторику; получил представление о древнегреческой философии и литературе.

Однако главным подарком от родителей для Павла стало римское гражданство. Оно наделило апостола рядом высоких привилегий (иммунитетом от местных правовых норм, правом на самозащиту, предъявление судебных исков и пр.) и позволило свободно проповедовать слово Божией во многих уголках Римской империи.

2. Сестра и племянник. Согласно Книге Деяний, апостол Павел имел сестру и племянника. Лука упоминает о них во время пребывания Павла в Иерусалиме. Если сестра остается "закадровой" персоналией, то "сын сестры Павловой" (Деян.23:16) спасает апостолу жизнь. Это происходит во время известного "заговора сорока", когда 40 иудеев, раздраженных проповедью тарсянина в Иерусалиме, дают заклятье не есть и не пить до тех пор, пока не отправят апостола в Царство Небесное (Деян.23:13-14).

Племянник Павла (в тексте он именуется "юношей") узнает о заговоре сикариев (буквально - "кинжальщиков") и разрушает его (очень возможно, что план спасения разрабатывает мать юноши - сестра Павла). Он рассказывает о преступных замыслах группы сикариев сначала своему дяде, а потом - тысяченачальнику Клавдию Лисию, командиру римского гарнизона в Иерусалиме. Лисий, в целом расположенный к апостолу, решает спасти жизнь римского гражданина. Он приказывает собрать 470 воинов (целую армию!) и препроводить Павла из Иерусалима в Кесарию - административный центр Иудеи. Так апостол избегает меча и кинжала...

О племяннике Павла больше ничего неизвестно. Зато есть сведения о его сестре. Она канонизирована в лике мучениц (день памяти - 11/24 октября). И имеет краткое житие. Согласно свт. Димитрию Ростовскому, сестру апостола Павла звали Зинаидой Тарсийской. После инцидента с "заговором сорока" она вернулась на родину, в Тарс, и там безвозмездно лечила всех, кто обращался к ней за помощью, ибо владела врачебным искусством. Идолопоклонники побили камнями и ее, и ее спутницу Филониллу, которая, как полагает свт. Димитрий Ростовский, также была сестрой апостола (Димитрий Ростовский. Жития святых. 11/24 октября).

Святая мученица Зинаида и святая мученица Филонилла встречают святых апостолов. Икона. Изображение взято в открытых источниках.
Святая мученица Зинаида и святая мученица Филонилла встречают святых апостолов. Икона. Изображение взято в открытых источниках.

Жена. Вообще, Павел (скрипя сердцем) признавал институт брака, поскольку видел в браке Божественное установление, когда супруги вместе представляют одно целое и достигают онтологической полноты. Как это и предписано Господом: "Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Быт.2:24).

Однако приоритетным для человека, который стремится к Богоугождению, апостол видел путь девства. В 1 послании к Коринфянам он говорит: "Хорошо человеку не касаться женщины" (1Кор.7:1). Почему? Потому что "женатый заботится о мирском, как угодить жене" (1Кор.7:33). а "неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу" (1Кор.7:33).

Ради Бога сам Павел шел путем девства (целомудрия). И шел не один. Этим же путем шли апостолы Андрей, Иаков, Иоанн и многие другие.

Между тем, все это совсем не значит, что Павел прошел мимо брака... Ибо неженатые апостолы из числа 12 были простыми рыбарями и могли поступать, как хотели. А вот Павел как фарисей и сын фарисея (Деян.23:6) просто обязан был иметь жену. Этого требовал Закон Моисеев (Быт.2:24) и Талмуд (Талмуд Yebatnath 6.6, издания Санкина; 1 том, 411 стр.).

Точного исполнения Закона требовал и синедрион в Иерусалиме, членом которого Павел являлся до обращения ко Христу. Апостол имел там право голоса (Деян.26:10). Если бы у Павла не было жены, синедрион, конечно, заставил бы его выполнить Закон. И это бы никем даже не обсуждалось.

Выходит, апостол имел жену.. Но куда же она делась? Во всех миссионерских путешествиях жена апостолу не помогает... Павлу помогают его сотрудники: Тимофей, Тит, Аристарх, Епафродит и другие.

Где же она? Очень возможно (делаем предположение), что Павел должен был развестись с женой, ибо обнаружил в ней нечто "противное" (ср. Втор. 24:1). Под "противным" можно понимать, скорее всего, не простое недовольство мужа женой, но нечто серьезное. А именно: легкомысленное поведение, измену. Возможен, конечно, и другой вариант, согласно которому жена просто перешла в мир иной.

Другие родственники апостола. В Новом Завете упоминаются и другие родственники Павла. Это Иродион (Рим.16:11), а также Андроник и Юния (Рим.16:7). Согласно свт. Димитрию Ростовскому, Иродион - это апостол из числа 70 (память 8 апреля). Он сопровождал Петра и Павла в их путешествиях, проповедовал эллинам -язычникам и стал епископом города Патары (Димитрий Ростовский, свт. Жития святых, 8 апреля).

Св. апостол Андроник и св. Юния.  Икона. Изображение взято в открытых источниках.
Св. апостол Андроник и св. Юния. Икона. Изображение взято в открытых источниках.

Наконец, Андроник и Юния. Это самые добрые, самые верные сотрудники апостола во всем Новом Завете. Согласно свт. Димитрию Ростовскому, Андроник был апостолом из числа 70. А Юния - его помощницей (их память - 17/30 мая). Приветствуя святых Андроника и Юнию в послании к римлянам, Павел не скупится на похвалы. Он говорит:

"Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа" (Рим.16:17).

По приветствию Павла получается, что его сродники Андроник и Юния когда-то раньше являлись соузниками Павла, то есть сидели вместе с ним в темнице. И Павел благодарит "сокамерников" за соборное переживание этого приключения. По мысли Павла, Андроник и Юния не простые ученики, но апостолы, славные среди других апостолов. Они приняли христианство раньше Павла,чем "предвосхитили благо" (Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование послания к римлянам). По мысли свт. Феофана Затворника, именно Андроник и Юния (а не апостол Петр) основали в Риме христианскую общину (Феофан Затворник, свт.Толкование послания апостола Павла к Римлянам).

Итак, по обращении Савла из иудаизма в христианство его примеру последовали многие родственники: обе сестры: Зинаида и Филонилла - и Иродион (Андроник и Юния уверовали во Христа раньше Павла). Племянник спас Павлу жизнь, но, видимо, христианином так и не стал (об этом не говорится). Не поддержала Павла только жена, оставившая его.

А что думаете о личности святого апостола Павла и его семье вы, дорогие читатели? Была у апостола жена или ее все же не было? Оставляйте комментарии, не забывайте про лайки (если, конечно, статья вам понравилась) и, конечно же, подписывайтесь на канал «Христофор+».

Читайте также другие статьи:

Семейные тайны апостола Петра: как апостол уживался с женой и тещей и были ли у него дети

Футбол - это игра, введенная диаволом? Разбираем изречение старца Варсонофия (Плиханкова)

Как диавол из чистого херувима стал нечистым духом с хвостом и почему: читаем Писание

Отец Федор Конюхов - художник? Рассматриваем картины мастера

Кто такой Антихрист и откуда он выйдет: читаем Писание и святых отцов

Царь Николай II: святой или нет? История одного обращения