1 подписчик

Российское короткометражное кино сегодня

Фото: https://news.myseldon.com/ru/
Фото: https://news.myseldon.com/ru/

Последнее десятилетие отечественное короткометражное кино постепенно набирает обороты. Наконец-то короткометражки, хотя бы изредка, стали попадать в широкий кинопрокат и размещаться в онлайн-кинотеатрах, где их может посмотреть массовый зритель. За этот период организовано много кинофестивалей, которые помогают молодым кинематографистам быстрее влиться в профессию, а зрительской аудитории рассказать о современных тенденциях короткого метра.

В преддверии международного фестиваля короткометражного кино “КОРОЧЕ”, стартующего 20 августа в Калининграде, попробуем разобраться почему к короткому метру стоит относиться серьезно, и в каком состоянии находится наше короткометражное кино сегодня.

Термин “короткометражный” происходит от французского словосочетания “court metrage”, что означает “короткий метр”. Исторически “метр” в обозначении продолжительности фильма связан с длиной пленки, на которой кино помещалось. Хотя в XXI веке, благодаря технической революции в кинематографе, практически полностью перешли на использование цифровой кинокамеры – название “короткометражное кино” сохранилось. Сейчас оно обозначает фильм длительностью, не превышающей 40-50 минут. Американская академия кинематографических искусств и наук определила максимальную продолжительность короткометражки в 40 минут, включая титры.

Средняя длина короткометражки – 10-20 минут. Поэтому главная задача создателей короткого метра – раскрыть основную идею целой истории и донести ее до зрительской аудитории ярко и динамично за весьма короткое время. Киновед Галина Жданкина базовыми критериями качества короткого метра называет художественную состоятельность и эмоциональное воздействие на зрителя. Так что, короткий метр – это сложно как для новичка, так и для профессионала.

В киноведении короткометражный фильм противопоставляют полнометражному. При этом свободу выбора темы, возможность экспериментировать, исследовать, воплощать оригинальные режиссерские задумки называют главными преимуществами короткого метра относительно полнометражных картин. Также он менее подвержен разного рода внешним влияниям из-за финансирования, поскольку небольшие затраты на его создание позволяют автору чувствовать себя независимым.

В мире короткометражное кино давно зарекомендовало себя как самостоятельный и авторитетный вид кинематографа, который традиционно представлен такими жанрами как: игровое, документальное, анимационное и экспериментальное кино. Сегодня ни один престижный международный кинофестиваль не обходится без короткого метра в конкурсной программе. Главная кинематографическая премия «Оскар» за лучшие короткометражные игровые и документальные фильмы стала вручаться с 2001 года. С 2012 г. на Московском международном кинофестивале также был введен конкурс короткого метра. Не исключение и проходящий сейчас во Франции 74-й Каннский кинофестиваль. Недавно с его полей пришла хорошая новость –российский короткометражный фильм «Почтальон» Клима Тукаева, снятый в вертикальном формате, покажут в рамках Каннского фестиваля, так как короткометражка победила на международном конкурсе Nespresso Talents 2021.

Кадры фильма «Почтальон», реж. Клим Тукаев, фото: esquire.ru
Кадры фильма «Почтальон», реж. Клим Тукаев, фото: esquire.ru

В США, Великобритании и Франции – странах, сильнейших в искусстве создания короткометражных фильмов, сложилась особая культура короткого метра. Короткометражки показывают в широком прокате и имеют свою зрительскую аудиторию, а снимать их не стесняются даже именитые режиссеры. Такие как Уэс Андерсон, Дэвид Линч, Дени Вильнёв, Тим Бёртон, Гай Ричи, Жан-Люк Годар и многие другие. По мнению известного российского киноведа и историка кино Наума Клеймана, для европейских короткометражных фильмов характерны “отточенность и строгость формы”, а “точность формы означает ясность мысли”.

Также стоит отметить, что в Европе есть много государственных и частных фондов, выделяющих деньги на короткометражное кино, что дает возможность молодым кинематографистам получить финансирование на реализацию своих проектов .

У нас дело обстоит совсем по-другому – российская культура короткометражного кино только начинает формироваться. Своей аудитории у короткого метра, как и широкого проката в нашей стране никогда не было. Даже лучшие фестивальные короткометражные фильмы практически невозможно увидеть ни в кинопрокате, ни по телевизору, ни в интернете (в бесплатном доступе), хотя на последний производители и дистрибьюторы короткого метра возлагают определенные надежды, в частности, на онлайн-кинотеатры.

Снимают короткометражные фильмы в основном студенты творческих вузов или любители. По этому поводу Галина Жданкина в своей статье “Феномен короткометражного кино” пишет, что “чаще всего короткометражки получаются многословными, рыхлыми”, похожими, по словам Нила Клеймана, “на разболтанный автомобиль, который трясется и вибрирует”. Конечно, это касается не всех российских короткометражных фильмов. Однако упрощение методов съемки, когда фильм можно снять буквально на смартфон, дало резкое увеличение числа откровенно слабых работ, отмечает Жданкина.

Создатели и дистрибьюторы отечественного короткого метра пытаются изменить сложившееся отношение к этому виду кинематографа и популяризировать его в нашей стране.

Российский фестивальный дистрибьютор Cinepromo уже шесть лет запускает в прокат альманахи российских короткометражек. Совсем скоро в 5 российских городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Новосибирске (с 12-15 июля) и Калининграде (с 15-18 июля) в прокат выходит четыре новых сборника отечественных короткометражных фильмов 2019-2021 годов («После нас – море», «Мужские решения», «В поисках» и Fantastic Vibes). Всего 22 фильма, которые участвовали в программах кинофестивалей по всему миру. Показы пройдут в кинотеатрах сети “КАРО”, "Москино", "Лендока", а также на летних площадках по всей России.

Исполнительный продюсер Cinepromo Елена Коржаева считает, что «короткометражное кино уже давно перестало быть исключительно студенческо-фестивальным продуктом, [оно] уверенно завоевывает большие экраны и становится устойчивым трендом офлайнового смотрения”. Хотя в нашей стране тренд офлайнового смотрения все же далек от устойчивого, инициатива показа новых фестивальных короткометражек, пусть всего пару дней - это довольно неплохо.

Среди короткометражек, вошедших в сборники и однозначно заслуживающих внимания зрителей, есть фильм «Мама» Владимира Котта. В 2019 году он был включен в программу крупнейшего фестиваля короткометражного кино в Клермон-Ферране, а также вошел в шорт-лист Национальной премии «Золотой Орел». Фильм о том, что подорванное доверие к матери мешает ребенку воспринимать других взрослых.

Кадр из фильма «Мама», реж. Владимир Котт, фото: cinepromo.ru
Кадр из фильма «Мама», реж. Владимир Котт, фото: cinepromo.ru

Или, например, кинокартина “Зуб” Семёна Ляшенко. Онлайн-премьера которой в рунете состоялась этой весной. В основу сюжета короткометражки легла история с задержанием российского журналиста Ильи Азара в сентябре 2019-го. Тогда полиция оставила его сына одного в открытой квартире. Фильм стал участником 34-го Braunschweig International Film Festival в Германии и 24-го International Film Festival ZOOM – ZBLIZENIA в Польше.

Интересный проект “Русское краткое” кинокомпании «Пионер», выпустивший несколько альманахов российских короткометражек, последний вышел в 2019. Пока все выпуски доступны для просмотра на Кинопоиске без подписки.

С 2014 года в нашей стране проводится акция к Международному дню короткометражного кино, инициированная Молодежным центром Союза кинематографистов России. Международный день короткометражного кино уже 10 лет отмечают в самый короткий день года - 21 декабря. Учредить такой праздник предложили в Национальном центре кинематографии и анимации Франции.

Несмотря на пандемию акция «День короткометражного кино-2020» прошла с 17 по 31 декабря в 69 регионах России и 23 странах мира. Состоялось свыше 1000 сеансов более чем на 700 площадках, среди которых: кинотеатры, театры, музеи, школы, университеты, библиотеки, торговые центры, коворкинги.

Киноведы еще несколько лет назад были уверены в том, что в ближайшем будущем нас ждет бум короткометражного кино. Сейчас их прогнозы вполне могут оправдаться, поскольку кризис, связанный с пандемией коронавируса, попросту не позволит снимать полный метр в прежних форматах и объемах - это касается и российского и зарубежного кино.

Режиссер Тимур Бекмамбетов (франшиза «Елки», «Ночной Дозор», «Особо опасен», “Девятаев”), в разговоре с Forbes предположил, что из-за пандемии кинопроизводство будет другим. “Съемочная группа в американском кино – это обычно порядка тысячи человек. Огромное количество помощников, ассистентов, машин, транспорта. Это гигантская фабрика, которая перемещается по городу в зависимости от того, где происходит съемка. Но похоже, такое теперь практически невозможно организовать. Соответственно, будут сниматься другого типа фильмы. Будет применяться больше компьютерной графики. Может быть, поменяется формат кино”.

Режиссер Тимур Бекмамбетов, фото: forbes.ru
Режиссер Тимур Бекмамбетов, фото: forbes.ru

Популярность короткого метра киноведы объясняют клиповым мышлением (от английского слова «clip» - “делать вырезки из газет или фильмов”) современного человека. Суть клиповости, или фрагментарности мышления заключается в том, что из-за постоянно увеличивающегося темпа потребления визуальной и текстовой информации человек по сути перестает углубляться в нее и считывает лишь поверхностные факты. Особенно это касается восприятия современной аудиовизуальной культуры. Как следствие – возрастающая увлеченность аудитории короткими видео.

В апреле этого года Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса россиян об отношении к коротким видеороликам. Оказалось, что почти половине (44%) россиян не хватает времени на просмотр длительных фильмов и сериалов. Половина опрошенных считают, что короткий метр больше подходит для современного темпа жизни (51%). Такое мнение распространено среди россиян в возрасте 18-24 лет (65%).

Оценить весь потенциал короткого метра довольно сложно. Но сейчас ему вполне по силам, пока большая киноиндустрия на паузе, наконец стать чем-то большим для отечественного зрителя, чем студенческая или любительская киноработа (ни в коем случае не умаляя важности и нужности того и другого). Пусть наше новое короткометражное кино будет качественным, ярким и со смыслом.

В дистрибьюции короткого метра будущее, безусловно, за онлайн-кинотеатрами, которые охотно “прокатывают” короткометражки и вмещают в свои виртуальные залы всех желающих.

Подписывайтесь на канал "Верёвка Хи4koka"