Найти тему
Просто вместе

"Обучающая история" в детском саду

Оглавление

На курсах по обновлённой программе дошкольного образования мне пришлось писать "Обучающую историю". Это был мой первый опыт, который показал, насколько наблюдение воспитателя за ребёнком и его увлечением, помогает в обучении.

Давид очень активный и любознательный непоседа, которому трудно усидеть на одном месте. Начало здесь!

Его любимое занятие на прогулке - поиски насекомых. Где он только их не искал! Это были целые «экспедиции» в цветники и кустарники. Давид настолько увлекался, и так эмоционально реагировал на каждого муравья, что большая часть детей, нашей группы стала настоящей командой «поисковиков». Каждый жучок становился объектом пристального изучения. Но если интерес Давида был познавательным, то у некоторых детей был страх перед любыми насекомыми.

Но постепенно детвора перестала обращать на них внимание, все кроме Давида. Больше всего его привлекают осы, он наблюдает за ними всю прогулку.

Его интересует всё: почему осиное гнездо так высоко и что они едят, что делают осы, когда идёт дождь?

Больше всего я боялась, что неуёмное любопытство ребёнка может привести к нехорошим последствиям, поэтому в первую очередь я рассказала о мерах безопасности при наблюдении за осами.

В верхнем углу нашей беседки находилось осиное гнездо, за которым Давид наблюдал несколько дней. Но однажды мы не обнаружили его на привычном месте (рабочие уничтожили его вместе с осами, пока никто из детей не пострадал). У ребёнка возник вопрос: куда подевались осы и их гнездо? Я предложила детям высказать свои предположения. Версии были самые разные, а Давид решил, что насекомые перелетели на другое место, потому, что здесь во время прогулки бывает очень шумно.

«Наблюдение – это процесс, который направлен на то, чтобы позволить детям узнать, что делать дальше для повышения их уровня знаний»(Eaude, 2011)

Дальнейшее обучение

Так, как мальчик знал достаточно много о насекомых, а интерес к осам не угасал, я предположила, что Давиду будет интересно узнать, как и для чего осы строят свои гнезда.

Однажды я принесла и показала ребёнку осиное гнездо покинутое осами:

- Ты знаешь, что это? Кто его сделал?

- Как ты думаешь, из чего он сделан?

Давид рассматривал его, разминал пальчиками, пытаясь понять. То, что это бумага и сделана она осами узнал, сравнив мокрую салфетку и мокрый осинник.

- Это сделала одна оса или много?

Так Давид догадался, что осы живут большой семьёй.

- Для чего осам нужно гнездо? Что будет если сломать гнездо, когда там находятся осы? Как поведут себя осы, если ты захочешь сломать осинник?

- Что произойдёт, если уничтожить все осиные гнёзда?

- Почему это гнездо оказалось пустым?

Эти вопросы побуждали мальчика задумываться, анализировать, делать выводы.

Почему именно эту тему я выбрала для "Обучающей истории"?

Интерес ребёнка к насекомым, был настолько явным, а его вопросы и высказывания были такими забавными и увлекательными, что мне захотелось продолжить увлечение Давида.

Благодаря его увлечённости, мне удалось заинтересовать и других детей, они с удовольствием включались в наши исследования, высказывали свои предположения, порой даже фантастические.

Если бы не написание обучающей истории в том формате, который я использовала, то, скорее всего, я бы ограничилась общими сведениями об этих насекомых. У нас в группе есть «Уголок маленьких друзей», где есть дидактические игры, книги, иллюстрации, раскраски, игрушки для ознакомления детей с миром насекомых. Сама по себе тема «Осы» достаточно сложная для восприятия 5-летнего ребенка, а преподавание способом: простые вопросы - ответы, было бы неинтересно. Поэтому я постаралась, чтобы информация была доступной для его понимания, и в то же время интересной.

Мы рассматривали и сравнивали фотографии пчелы и осы и делали выводы, читали стихи и отгадывали загадки. Тем самым у Давида развивалось логическое мышление и грамотная, связная речь, ребёнок учился самостоятельно выделять причину и следствие, делать умозаключения. А то, что оса – это единственное живое существо имеющее пять глаз оказалось интересным фактом не только для ребёнка, но и для его родителей. Давиду интереснее было заниматься математикой, считая насекомых, а стихи про ос и пчёлок запоминались быстрее, чем другие.

Интерес к осам неожиданно для нас помог решить ещё одну проблему: Давид – выраженный левша, и совсем не любит рисовать. Зато он с удовольствием берёт раскраски с осами, закрашивает, рисует для них полянки.

Изучение осиного гнезда привело к новому интересу: «Как получается бумага?». Но это уже другая история.

Работа над обучающей историей показала, что детям интересно всё, что их окружает, надо только вовремя заметить этот интерес и поддержать их стремление задавать вопросы.

Благодарю всех, кто проявил интерес к этой теме и дочитал до конца!

Оставляйте свои комментарии и отзывы, подписывайтесь и не пропустите новые публикации канала "Просто вместе"