Затем, я только помню что мы уже живем на Горках, там где контора Водоканала и сейчас Цирк, эти места называли Деревенские Горки, а Городские Горки район Розалии Землячки, собственно от тех Горок начиналась Мотовилиха, Дома Горсовета и далее Рабочий поселок.
Рабочий поселок. конец 30-х годов.
Нашел в интернете фото начала строительства Рабочего поселка, так жили его строители и рабочие Мотовилихи.
Молотово, Рабочий поселок, 30 годы, дома и дровяники.
И у меня новая мама, тетя Зина, как переезжали не помню. Я хожу в детсад, двухэтажный бревенчатый дом, во дворе много деревьев, позже оказалась рябина. Помню, что туалет у садика был пристроен к стене снаружи, на высоту дома, с каждого этажа был в него выход, а в дырку было видно, что делается в другом туалете, канализации не было, а вода была, умывались под краном, все стекало в яму. Помню, в садике праздновали 1 мая, наряжали в костюмы народов разных республик и меня поздравили с днем рождения. Я был одет в полосатый халат, какой то республики, 6 лет стукнуло, о том, что у меня есть брат, я совсем забыл. Тетя Зина была женщина высокая, серьезная, старше папы, детей у нее никогда не было, добрая ко мне, к папе относилась тоже хорошо, она любила его, это я потом понял, а я вскоре привык к ней и стал звать мамой.
Жить мы стали у нее ,на улице Фрезеровщиков 38, проходящей за насосной станцией водозабора городского водопровода. Улица начиналась от лога, по краю которого люди ходили на завод Молотова ,по лестнице спускались, переходили пути ,к нижним проходным, "горынским". Дома два три были двухэтажные, а так все собственные одноэтажные, этих было больше, стояли по обе стороны улицы ,но начиная от нашего дома, она становится односторонней, на другой стороне был забор, огораживающий насосную станцию. Наш дом стоял на углу проулка, ведущего на берег, на другом углу стоял магазин маленький, его все звали "каменка", он был кирпичный, оштукатуренный, за ним стояло два дома и направо шла еще улица, она была короче и на самом обрыве, налево домов не было, были огороды. Старые дома на улице ,в том числе школа и садик не сохранились, новая застройка, начиная от конторы Водоканала до конца горы, изменила район, появились Планетарий, Цирк, башня радио "Рифей", высотки, а в сторону лога сейчас заброшенные гаражи. Другим концом проулок выходил в поле, за которым проходили трамвайная линия и автодорога в Мотовилиху, а за ними снова поле, до деревни Суханки. Ближе к остановке трамвая стояло здание, общежитие механического техникума, может тогда там ремесленники тоже жили, линия проходила перед ним, а за ним снова поле,
Снимок 53-55 годов, перед началом строительства или в начале, северной дамбы, линия проходит перед фасадом общежития, улица Фрезеровщиков справа, появились послевоенные постройки.
Сейчас линия проходит за ним, улица Уральская и транспорт ходит по новой дамбе, построенной в 55-57 годы.
Северная дамба 1959 год
Фасад общежития в настоящее время.
Задняя часть общежития, улица Уральская, по проекту должны снести и построить точно такое же, для математической школы .
Домов от общежития до остановки у сквера на улице Розалии Землячки, вдоль дороги ,не было, в дали виднелись дома деревни Суханки, площадь Дружбы сейчас. Если идти из проулка, по полю налево ,то выходишь к скверу, напротив сквера вдоль лога были овощехранилища и склады, за сквером были дома и гараж завода Молотова и баня ,куда мы с папой ходили. Она существует и сейчас на Тургенева, там стояли так же двухэтажные дома заводчан. Если от нашего дома идти дальше по улице Фрезеровщиков, в сторону города, проходишь мимо 3-5 домов и нескольких бараков. В бараках жили беженцы, они появились после начала войны, а дальше кончается забор насосной станции и улица становится снова двухсторонней, на ней в следующих кварталах стояли двухэтажные школа и детсад и дома жителей. Улица тянулась до конца горы, собственно это был пригород Перми, деревня Горки, под горой, на Егошихе был завод. За углом забора был выход к трамвайной остановке и магазину , от которых трамвай, вдоль горы , спускался на мост через Егошиху.
Трамвай спускается к мосту из Мотовилихи, в верхнем углу фото видно трамвайное депо.
Мост был узкий на один путь, встречный автотранспорт или трамвай при встрече ,пропускали транспорт идущий из Мотовилихи, до моста и дальше было две колеи. На обеих рисунках трамвай едет в Разгуляй,
трамваи поднимались в гору и поворачивали к депо и Разгуляю, это было самое узкое и ровное место над Егошихой. Мост был построен до революции,
не был рассчитан на перевозку тяжелых грузов, во время войны 1914-17 года строительство остановили, были сделаны бетонные опоры, и подвергли реконструкции только в 1925 году с изменением трассы дороги, а в 1929 году пустили трамвай.
За школой в поселке были еще улицы и переулки, он вширь и вдоль продолжался, это все я узнал позже, когда стал старше, начал учиться и с ребятами шатался по поселку и катался на трамвае.
трамвай едет в Мотовилиху.
Разговоров про трамвай и мост было много, к ним цеплялись и попадали под колеса, а когда ехали на буфере, запутывались в веревке, которой опускали дугу и волоклись за трамваем пока он не останавливался, говорили, что однажды трамвай падал с моста.
прочитали, подпишитесь.