В Крылатском накануне революции появилась киностудия, где в распоряжении съемочных групп было все, что надо для полного счастья режиссера кино – и лес, и река, и луг, и поле, а также строения всех видов и стилей.
Построил эту кинофабрику Александр Алексеевич Ханжонков, отставной военный, который в 1906 году впервые посетивкинотеатр, решил потратить свою пенсию(да, неплохо так жили военные в те годы) на открытие в Москве торгового дома «А. Ханжонков и Ко». Первое время контора занималась тем, что переводила на русский язык купленные за границей художественные фильмы, а также выпускала короткометражки о русской природе.
С 1909 года с Александром Ханжонковымначал сотрудничать режиссер Василий Гончаров. Для торгового дома он создал ленты «Песнь про купца Калашникова», «Чародейка» и «Русская свадьба XVI столетия». В последней картине Гончаров снимал каждый из эпизодов строго отведенное время, из-за чего актеры не успевали готовиться к съемке. Тогда Ханжонков придумал новую должность на съемочной площадке. Так, впервые в истории русского кинематографа появился помощник режиссера, который должен был контролировать процесс съемок.
Фактически в дореволюционной Москве появился новый тип организации кинопроизводства.
В 1911 году Гончарова посетила идея снять на студии первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Поскольку масштабы такого производства были немаленькие, кстати говоря, как и расходы, Ханжонков решил поберечь свои средства ипоехал в Петербург — на прием к императору. Николай II не только выделил необходимую сумму на съемку, но и дал распоряжение на применение в батальных сценах ленты регулярных подразделений Русской армии.