Нейропсихолог-это не шаман и не парапсихолог, который мистическим образом может изменить в одно мгновение ребенка. В основе работы нейропсихолога стоит научный подход, который требует тщательной диагностики и подчас длительной коррекции.
Нейропсихолог- это специалист, знающий особенности развития детского мозга. Человек, который изучал строение нервной системы и клиническую психологию. Тот, кто разбирается в вопросах нормы и отклонения от нормы. Достаточно часто ему пригождаются знания нейрофизиологии, кинезиологии и сенсорной интеграции. Поэтому работа такого специалиста стоит достаточно дорого.
Какие действия стоит ожидать от Нейропсихолога?
Специалист должен прежде всего расспросить о беременности и рождении ребенка. Как проходили роды и основные этапы взросления. Этот анамнез крайне важен, так как есть четкий онтогенез развития мозга, и все проходят одни и те же периоды взросления. Пропуск важного этапа в онтогенезе, как например, ползание, накладывает отпечаток на функционирование мозга в дальнейшем. Не ползал ребенок в детстве, ждите пространственных трудностей, например.
После анамнеза специалист проводит нейродиагностику ребенка. Во время которой он смотрит, как функционируют все высшие психические функции, такие как речь, письмо, память, интеллект, моторная сфера, нейродинамический статус. Оценивается уровень критичности и коммуникации.
Если ребенок совсем маленький, от 2 лет, то специалист оценивает работу сенсорных систем: его рефлексы, адекватность. Порой родитель замечает, что что-то не так, но неврологи заверяют обратное. Бывает, что ребенок неловок, гиппочувствителен или гиперчувствителен, и этот статус не разбирается медицинскими работниками, относя их к норме. А между делом это сильно накладывает отпечаток на жизнь самого ребенка и родителей. Здесь могут помочь методы сенсорной интеграции, которые перенастраивают сенсорные отклики от тела в мозг, помогая скорректировать поведение. Подбирается сенсорная диета для родителей.
Если ребенок постарше, от 3-4 лет, то нейропсихолог в диагностике оценивает сильные и слабые стороны в развитии ребенка и составляет индивидуальный план коррекции. В работе он всегда опирается на сильные стороны, в помощью которых производится коррекция слабых функций.
Ну а далее самое интересное: начинаются физические упражнения, в рамках составленного плана коррекции. Для того, чтобы простроить новые нейронные связи требуется время и систематическое повторение. Поэтому это физическая работа ребенка и родителя. Домашние задания крайне важны для глубины и скорости результата.
Кому стоит обратиться к нейропсихологу?
На ранних этапах ребенка (от 2 лет) таких ярких проявлений как задержка речи, трудности с письмом и чтением, мы не видим, но можем говорить о дисфункциях по следующим признакам.
Из диагностического опросника По книге Кэрол Сток Крановиц "Разбалансированный ребенок" (2012):
Признаки поиска сенсорных переживаний:
- Часто намеренно падает на пол
- Любит прыгать с мебели и с других высоких объектов
- Часто ударяет, толкает других детей, наваливается на них
- Ребёнок стремится к возможности попрыгать, столкнуться с чем-то, навалиться на предметы
- Кусает/сосёт пальцы и/или часто хрустит суставами пальцев
- Любит плотно завёртываться во много одеял
- Любит грубоватые объятия
- Чрезмерно стучит игрушками и другими объектами
- Не может оценить, насколько согнуть и растянуть мышцы при выполнении какого-то действия (например, как вдеть руку в рукав или залезть куда-то)
Признаки сложностей с регуляцией движения:
- Постоянно ломает игрушки и другие объекты
- Не может правильно определить вес объекта, может слишком надавить на стакан с соком или жаловаться, что объект слишком тяжёлый, не приложив достаточной силы
- Кажется, что во всех действиях применяет слишком большую силу: сжимает предметы слишком сильно, хлопает дверьми, ставит объекты с силой и грохотом, топает при ходьбе.
Признаки вестибулярной повышенной чувствительности:
- Избегает/не любит детских площадок: качели, лесенки, горки, карусели
- Предпочитает сидячие занятия, двигается медленно и осторожно, избегает рисков, производит впечатление «слабака»
- Избегает/не любит лифты и эскалаторы, может сесть, когда приходится ими пользоваться, его может укачать
- Может прижиматься к взрослому человеку, которому он доверяет
- Может сильно испугаться падения, даже если нет реального риска такового
- Боится высоты, даже подняться на бордюрчик или ступеньку
- Боится оторвать ступни от земли
- Боится подниматься и спускаться по лестнице, ходить по неровной поверхности
- Боится быть перевёрнутым вверх тормашками, вбок, назад; будет решительно отказываться мыть голову в положении наклонившись над раковиной
- Замирает, если кто-то другой начинает его двигать, например, пододвигает его стул поближе к столу
- В младенчестве мог не любить детские качели или прыгунки
- Может бояться прыгать, скакать, балансировать, стоя на одной ноге, особенно с закрытыми глазами
- Не любил лежать на животе в младенчестве
- Легко теряет равновесие и может казаться неуклюжим
- Боится тех видов деятельности, которые требуют хорошего чувства равновесия
- Избегает резких и вращательных движений
Вестибулярная пониженная чувствительность:
- Ребёнок слабо чувствует движение, его не укачивает, не тошнит при длительном кружении. Часто это очень спокойные, малоподвижные дети.
- Ребёнок неловок, не боится падений, при этом у него отсутствует защитный рефлекс (выставить при падении руки вперёд, защитить голову, сгруппироваться).
Поиск вестибулярных ощущений:
- Он постоянно двигается: бегает, прыгает отовсюду, очень любит качаться на качелях, гамаках, кружиться. Любит висеть вверх тормашками, стоять на голове.
- Может часто переключаться от одной активности к другой.
- Двигается без хорошей координации, действия плохо спланированы (диспраксия).
Признаки вестибулярной пониженной чувствительности и поиска вестибулярных ощущений:
- Находится в постоянном движении, кажется, что не может посидеть смирно ни минуты
- Стремится ко всему, что даёт ощущение быстрого, интенсивного движения, вращения
- Любит, чтобы его подбрасывали вверх
- Может кружиться часами, не испытывая при этом головокружения
- В парках аттракционов любит всё быстрое, захватывающее и/или пугающее
- Постоянно прыгает по мебели, на батуте, крутится на вращающемся стуле, переворачивается вверх тормашками
- Любит кататься на качелях как можно выше и как можно дольше
- Ищет источники возбуждения, приключений, нередко опасных
- Постоянно бежит, подпрыгивает, подскакивает вместо простой ходьбы
- Любит быстрые внезапные движения, например, когда машина или велосипед подскакивают на бугристой дороге
Вы можете найти в ребенке признаки какой-то одной дисфункции, а может быть и нескольких.
Старше 3- х лет, мы обращаем внимание на речь, коммуникацию, игровую деятельность ребенка, память и мышление. Для этого проводится Нейродиагностика по Луриевским пробам. Разработан специальный диагностический альбом.
Ближе к школе оцениваем уровень когнитивных знаний соответствующих возрасту, чтение, письмо, интеллект. Чаще всего проходят Диагностику готовности к школе.
Что ждать от работы нейропсихолога?
- Оценки сильных и слабых сторон
- Составления плана индивидуальной коррекции
Если диагностика проведена тщательно и правильно подобрана методика коррекции, то спустя время ребенок приобретет новые нейронные связи, которые помогут ему преодолеть те трудности, с которыми они пришли к психологу.