Если на Землю свалится какой-нибудь метеорит, это будет, конечно, катастрофа. Поскольку в данном случае угроза прилетит из Космоса, и люди никак не смогут ее предотвратить (забудьте голливудские фильмы на эту тему с хэппи эндом), то это будет природная катастрофа в чистом виде. Именно такая погубила в свое время динозавров, город Помпеи с Геркуланумом, минойскую цивилизацию и т.д.
После того, как возникло общество, фактически любое стихийное бедствие имеет социальный аспект, то есть связано с жизнью людей. А поскольку катастрофы бывают не только природными, тут тем более очевидна связь человека с ними.
Эти взаимодействия, то, как любая катастрофа влияет на жизнь людей, и изучает такая дисциплина, как катастрофология. Она рассматривает всевозможные бедствия, которые валятся на наши головы, в социологическом, психологическом, философском аспектах, то есть всегда в связи с человеком, который в таком случае либо инициатор катастрофических событий, либо очевидец (то есть пассивный участник), либо жертва.
Именно в этом смысле раскрывает сущность катастрофы определение, данное Р. Коэном н Ф. Эхарном:
«Катастрофы - это чрезвычайные события, которые являются причиной гибели собственности и могут оканчиваться смертью, физическим увечьем и человеческими страданиями».
Катастрофология рассматривает процессы, протекающие в ходе различных экстремальных ситуаций, в том числе пред- и посткатастрофные, а также то, какое влияние они оказывают на жизнь как отдельного человека, так и социальных групп и общества в целом. Кроме того, изучаются особенности различных типов катастроф и те черты, которые присутствуют в любой из них.
К таким единым характеристикам можно отнести внезапность и разрушительность катастроф, то что они нарушают привычный ход вещей и имеют негативные последствия, ликвидация которых требует много времени и сил, притом никогда восстановление прежнего порядка вещей не бывает полным.
Сейчас можно совершенно определенно сказать, что нынешняя эпидемия оказалась катастрофой всемирного масштаба, и даже не потому, что многие люди умерли от болезни (от любой болезни можно умереть, и есть болезни с гораздо большей смертностью), а потому, что антиэпидемиологические меры кардинально изменили мир в худшую сторону во всех смыслах - экономическом, культурном, гуманитарном. Это чистой воды социальная катастрофа, совершенно рукотворная.
Помимо социальной, можно выделить природную, экологическую и технологическую катастрофы. И мы видим, что виновником всех их (кроме природной, да и то...) является сам человек.
В отношении природных катастроф люди могут разве что снизить уровень их разрушительных последствий, но предотвратить катаклизм невозможно. Иное дело - экологическая катастрофа, которая, с одной стороны, связана с природными факторами, но, с другой и главным образом, с антропогенными. К подобным бедствиям, как правило, приводит бездумное воздействие людей на природу (вспомним несчастный Арал). Что касается технологических и социальных катастроф, то их инициатором выступают исключительно люди.
Когда катастрофа уже произошла, есть два основных сценария дальнейшего развития общества: первый пессимистический, а второй относительно оптимистический. В первом случае катастрофа становится катализатором необратимых изменений, приводящих к гибели общества (цивилизации, человечества). Во втором случае катастрофа может стать толчком для перехода общества на новую, качественно иную, ступень развития.
Читайте еще на моем канале:
Риторика и философия: что общего между ними?
Что бы мы делали без стресса? О том, как он влияет на жизнь общества
А вот еще интересное в блоге моего мужа:
Почему я хочу посетить Британский музей: три весомые причины