Серебряная Елань: О работе после войны…

В детстве в деревне довелось прочитать книги: «Робинзон Крузо» Д.Дефо и «Таинственный остров» Ж.Верна. Прочитанное оказалось для меня настолько поучительным, что взял себе за правило непременно учиться и уметь делать все самому. С этого и стал присматриваться ко всему, что и как делают люди.

Все сельские работы постиг рано. Был горд тем, что все умею и не от­стаю от взрослых ни по быстроте, ни по качеству выполнения любого крест­ьянского дела. В деревне это все само собой разумелось, чтобы каждый умел все делать для хозяйства, а вот делать быстро и хорошо – это уважалось. Но особенно ценилось умение делать кое-что сверх того, например, уметь шить обувь, готовить сбрую, смастерить телегу или дровни, сделать деревянные грабли, вилы удобные, легкие, крепкие, сделать литовище, присадить литовку, отбивать литовку, назубить серп. Также уважалось умение плотничать, сложить печь и т.д. Всему этому я научился для себя не выше уровня мастера средней руки. Изощряться до мастерства не стре­мился. Умею, знаю и ладно. Нужда придет, сделаю... Так стал слесарем, осво­ил все строительные специальности от землекопа до кровельщика и маляра. Позднее довелось осваивать и виды умственного труда. Стал плановиком.

После Великой Отечественной войны пришлось работать плановиком в глубоком бурении на нефть. Не без некоторого успеха осваивал и это. Но здесь встретились трудности не только технические объективного по­рядка, но и затруднения субъективные, создававшиеся искусственно... Освоить это последнее оказалось куда труднее, чем, скажем, технику и техноло­гию проводки скважин.

В первые послевоенные годы «руководящие» материалы по планированию строительства скважин были весьма посредственны, даже примитивны. Когда после окончания войны прошло уже 35 лет, и даже в настоящее время установившегося общепринятого единого метода планирования в нефтяном бурении все еще нет. А тогда приходилось постоянно искать как лучше и более правильно обсчитать объем буровых работ для буровой бригады, нефтеразведки или конторы бурения. Так длилось долго. Наконец, стали появляться журнальные статьи и книги по планированию в бурении. В одних есть одно, в других – другое что-то нужное, но в целом же у всех вместе взятых авторов чего-нибудь не хватало и не хватает до настоя­щего времени. Поэтому во все времена в основном решающим методом в планировании остается субъективное начало... Это волевое начало явля­лось и тогда и теперь оно представляет собою непреодолимое субъектив­ное препятствие в совершенствовании планирования строительства скважин на нефть и газ.

Из горького опыта знаю, что при попытке установить объем бурения расчетным путем, никогда не попадал в унисон с тенденцией руководителя... Дело в том, что главному инженеру по своим соображениям и знанию людей, занятых в бурении, всегда хотелось и было нужно проводить их воле­вую нивелировку... одного держать в «черном» теле (не будь строптив!), другого, покладистого, – поддержать, создать тепличные условия.

Доходило дело до курьезов. Представляю расчетный план бурения по подчиненным организациям... Руководитель решает: «Вот поменяй местами скорости бурения, этому директору дай те скорости, а этому тогда поднимем…». Естественно возникал спор, а почему так? Ведь мой вариант плана по скоростям составлен методом расчета по объективным условиям работ и по глубинам бурения? Но руководитель всегда что-либо придумывал, парировал мои доказательства своими доводами, например: «А ты вот не учел, что этот будет бурить старыми разболтанными станками, а тот получит новые станки… Поменяй, поменяй скорости, как я сказал!». Вот и вся наука..., да и новых станков получено не было.

Конечно, трудно судить руководителя, с него много и строго спрашивает­ся и в первую очередь выполнение плана... Лучше бы не судить, не крити­ковать, не вдаваться ни в какие причины, а попросту всех руководителей больших и малых, хороших и посредственных лишить «волевого» принципа в вопросах планирования объемов работ подчиненным предприятиям, а по­строить расчеты всем по единому подходу, по единому объективному методу расчета трудоемкости и уровню применяемой техники, и технологии. Для всех план – расчетным математическим порядком.

Вот и встает естественно вопрос, как это сделать? (Написано 30.04.1980г., П. Х. Ширяев).