Будет семь иль будет восемь,
Всё равно мы пить не бросим!
Передайте Ильичу:
Нам и десять по плечу!
Если станет больше,
Будет так, как в Польше,
Если ж будет 25,
Кремль штурмом будем брать!
© Советский фольклор начала 80-х, под Ильичом подразумевается не Владимир, а Леонид
Советские власти неоднократно пытались справиться с проблемой пьянства. Большинство помнит последнюю попытку 1985 года, из-за которой тогдашнее первое лицо в партии получило прозвище минерального секретаря. Вырубили ценные виноградники, как если бы синяки упивались в зюзю исключительно крымскими мускатами, а результата так и не достигли.
Первая же попытка была предпринята в 1958 году, и о её неудаче свидетельствует то, что через 14 лет пришлось опять принимать аналогичное постановление ЦК и Совмина, которое, в свою очередь, породило термин «час волка» (водкой стали торговать с 11 часов утра, чтобы идущие на работу не запасались ею, а на часах кукольного театра Образцова этому времени соответствовала фигурка волка), но и от него особого толку не воспоследовало.
О том, как боролись с зелёной рептилией (я не о крокодиле Гене) в начале 70-х, рассказывается ниже.
16 мая 1972 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли постановление "О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма". В соответствии с ним в стране начали продавать спиртное только с 11 утра до 7 вечера, а с прилавков исчезли 50- и 100-граммовые емкости с водкой. А разные проявления алкоголизма перестали быть поводом для выдачи больничного. Итоги массированной антиалкогольной кампании два года спустя подвело МВД СССР.
Из отчета МВД СССР "О ходе выполнения постановлений ЦК КПСС, Совета Министров СССР от 16 мая 1972 года, Указов Президиумов Верховных Советов союзных республик о мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма", 1 августа 1974 года.
Министерством внутренних дел СССР и его органами на местах проведен комплекс мероприятий по выполнению майских (1972 г.) постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, Указов Президиумов Верховных Советов союзных республик по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма...
Меры усиления борьбы с пьянством на автотранспорте рассмотрены на Всесоюзном межведомственном совещании. Совместно с Министерством здравоохранения СССР в крупных автохозяйствах (по опыту Министерств автомобильного транспорта РСФСР и УССР) организованы фельдшерские медицинские пункты для предрейсовых медицинских осмотров водительского состава; утверждены нормативы медицинского персонала здравпунктов и инструкция о порядке проведения таких осмотров. Завершена работа по созданию добровольных обществ "Автомотолюбитель". Местным аппаратам ГАИ дано указание о рассмотрении материалов на водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии, как правило, по месту работы, широком использовании средств массовой пропаганды в профилактике дорожно-транспортных происшествий на этой почве...
С тем чтобы обеспечить активную борьбу с пьянством, увеличены силы и средства милиции, предназначенные для этих целей. Дополнительно открыто 110 медицинских вытрезвителей (на сегодня имеется 1.5 тысячи на 27 тысяч мест), для своевременного изъятия пьяных с улиц и других общественных мест образовано около 2 тысяч экипажей специальной медицинской службы, оснащенных соответствующим транспортом. Ежегодно в распоряжение медвытрезвителей Министерство направляет 300-350 автомобилей. Сейчас в медвытрезвителях насчитывается 2,400 автомобилей, половина из которых оборудована радиостанциями, что позволяет управлять экипажами с единых диспетчерских пунктов и организовывать их работу по принципу скорой медицинской помощи. Большинство вытрезвителей приобрели необходимую для профилактической деятельности фото- и звукозаписывающую аппаратуру, в их штаты введены должности инспекторов профилактики (1,500 чел.). Для усиления борьбы с проявлениями пьянства на улицах и других общественных местах задействована патрульно-постовая служба и другие силы милиции: подвижные милицейские группы, автопатрули, участковые инспектора, работники госавтоинспекции и дорожного надзора, а также добровольные народные дружины и комсомольские оперативные отряды. Для изъятия пьяных с пригородных поездов и поддержания в них должного общественного порядка создано 38 строевых подразделений, которым оказывают помощь свыше тысячи специализированных добровольных народных дружин...
Во исполнение пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. расширена сеть лечебно-трудовых профилакториев с 87 до 118. В них содержится 70 тыс. хронических алкоголиков, в том числе в РСФСР — 47.2 тыс. чел. В 4 ЛТП (Литовская и Эстонская ССР, Омская и Полтавская обл.) организовано лечение женщин, страдающих алкогольным заболеванием. В РСФСР, Украинской и Казахской ССР открыто по одному лечебно-трудовому профилакторию для принудительного лечения наркоманов (а кто говорил, что в совке их не было, шаг вперёд). Для обеспечения надежной изоляции алкоголиков и привития им трудовых навыков в 70 ЛТП (около 60%) создана собственная производственная база, в основном, металло- и деревообрабатывающее производство, поскольку две трети находящихся в ЛТП лиц до направления на лечение являлись рабочими. Изучение свидетельствует, что после выписки из ЛТП примерно каждый пятый возвращается к нормальной трудовой жизни: в 1971 г. из 8 тыс. обследованных не употребляли спиртные напитки 22.7%, в 1972 г. из 10 тыс.— 21.6%, в 1973 г. из 5 тыс.— 21.4%. Ряд ЛТП накопил определенный положительный опыт принудительного лечения и трудового перевоспитания хронических алкоголиков, который был предметом обсуждения на Всесоюзном совещании заместителей начальников ЛТП по лечебно-профилактической работе в 1973 г. Получает распространение практика лечения алкоголиков в наркологических отделениях и кабинетах непосредственно на промышленных предприятиях (Московская, Ленинградская, Иркутская, Челябинская обл.). Эти же отделения и кабинеты осуществляют постоянный медицинский контроль за лицами, прошедшими курс стационарного (добровольного или принудительного) лечения от алкоголизма и проводят с ними мероприятия воспитательного характера, профилактируя алкогольные рецидивы.
Органы внутренних дел принимают активное участие в антиалкогольной пропаганде и разъяснении населению смысла и содержания законодательства по борьбе с пьянством. За два истекших года ими прочитано 850 тыс. лекций и бесед, опубликовано более 250 тыс. статей, по радио и телевидению состоялось свыше 85 тысяч выступлений...
Состояние борьбы с пьянством и алкоголизмом в стране систематически изучается, по результатам готовятся соответствующие информации в ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Советы Министров СССР и РСФСР, ВЦСПС и ежеквартально направляются в комиссию по борьбе с пьянством при Совете Министров Российской Федерации. По фактам нарушений правил торговли спиртными напитками сделано представление Министру торговли СССР...
Активность органов внутренних дел в пресечении случаев появления граждан в состоянии сильного опьянения в общественных местах несколько повысилась. Число лиц, доставленных в медицинские вытрезвители, в 1973 г. увеличилось на 6.4%, в I полугодии — осталось стабильным (1972 г.— 5.2 млн., в 1973 г.— 5.6 млн. и I полугодие т. г.— 2.7 млн.); за распитие спиртных напитков в недозволенных местах к административной ответственности привлечено соответственно 513 тысяч и 227 тысяч правонарушителей. На учеты в детские комнаты милиции взято 63.7 тыс. подростков, употреблявших спиртные напитки, против 35.3 тыс. в 1972 г.; за вовлечение несовершеннолетних в пьянство в 1973 г. привлечено к уголовной ответственности 3.6 тысячи взрослых, в первом полугодии 1972 г.--1.5 тыс. чел., к административной ответственности — 105 тысяч и 52.6 тысячи человек.
Усилена борьба со спекуляцией водочными изделиями: в 1973 г. привлечено к уголовной ответственности 837 чел., а в I полугодии т. г.— 503, на 10.8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Разоблачены организованные группы расхитителей спирта и винно-водочных изделий в городе Москве, Дагестанской АССР, Ставропольском и Хабаровском краях, Калужской области. В Армянской и Грузинской ССР выявлены и привлечены к уголовной ответственности сбытчики фальсифицированных вин, водки и коньячных изделий (палёнка существовала и тогда). По линии Государственной автомобильной инспекции в 1973 г. задержано 773 тысячи водителей, управлявших транспортом в нетрезвом состоянии, из которых 525 тысяч были лишены водительских прав.
Активизирована работа по выявлению хронических алкоголиков и их принудительному лечению: в 1972 году выявлено 238 тысяч и направлено в лечебно-трудовые профилактории 53 тысячи, в 1973 году соответственно 396 тысяч и 58 тысяч; в первом полугодии т. г.— 33.5 тысяч.
Принимаемые партийными, советскими и административными органами, а также общественными организациями меры после выхода постановлений партии и правительства оказали определенное влияние на состояние преступности по этим мотивам: число преступлений на почве пьянства в 1972 г. сократилось на 2.1%, в 1973 г.— на 4.1% и уменьшилось количество дорожных происшествий соответственно на 6.7 и 6.8%. В дальнейшем эта тенденция не сохранилась. В первом полугодии т. г. количество преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, возросло на 8%: умышленные убийства — на 6%, умышленные тяжкие телесные повреждения — на 12.8%, изнасилования — на 3.2%, разбои — на 16.3%, грабежи — на 9.9% и хулиганство — на 9%. Увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями в нетрезвом состоянии, на 10.2%. Преступность на почве пьянства возросла в Молдавской ССР, Украинской ССР и в целом по Российской Федерации, в том числе в Татарской АССР, Ставропольском крае, Новгородской области, Орловской, Пермской и Читинской областях (знакомый опер из угро как-то рассказывал, что процентов 80 умышленных убийств в одной из областей РСФСР совершались именно по пьяни).
По мнению МВД СССР, рост преступности на этой почве произошел из-за ослабления борьбы с проявлениями пьянства и нарушениями, способствующими их распространению, вследствие кампанейского подхода к решению этой проблемы и отсутствия единства в работе по профилактике пьянства административных органов, государственных учреждений и общественных организаций.
Органами милиции в 1974 году ослаблена борьба с распитием спиртных налитков в недозволенных местах, самогоноварением, управлением транспортными средствами в нетрезвом состоянии, нарушениями правил продажи винно-водочных изделий. Борьба с пьянством в основном ведется административными мерами (только 22.8% материалов передается для принятия мер общественного воздействия), вследствие чего антиобщественное поведение правонарушителей не получает должной огласки и осуждения со стороны коллектива (а если больше половина коллектива — собутыльники, сильно ли они осудят попавшегося?). Вместе с тем многие сообщения милиции о правонарушениях на почве пьянства остаются без ответа администрации и общественных организаций предприятий и учреждений, в 1973 г. они не получены по каждой четвертой информации, в первом полугодии 1974 г.— по каждой третьей. Особенно плохо с этим в Азербайджанской, Грузинской, Казахской, Молдавской, Туркменской и Эстонской ССР, Ставропольском, Хабаровском краях, Камчатской, Кемеровской, Орловской областях (ответы получены на 40-55% от числа направленных материалов).
Распространению пьянства в значительной мере способствует рост числа нарушений правил торговли спиртными напитками. В 1973 г. органами внутренних дел выявлено 43.7 тыс. таких нарушений, в I полугодии т. г.— 23.2 тыс. Не везде прекращена продажа водки в торговых учреждениях вблизи промышленных предприятий, строек, учебных заведений и детских учреждений (Коми и Татарская АССР, Красноярский край, Калининградская, Кировская, Ростовская области). Уровень потребления водки на душу населения остается высоким: в 1972 году — 9.1 литра, в 1973 г. — 10.1 литра. Существенно возрос он в Российской Федерации (с 12.0 до 12.7 литра), Украинской ССР (с 5.6 до 6.2 литра), Белорусской ССР (с 6.2 до 6.7 литра), Казахской ССР (с 9.0 до 9.2 литра), Латвийской ССР (с 11.5 до 11.8 литра). Мероприятия по сокращению потребления крепких спиртных изделий за счет значительного увеличения выпуска виноградного вина и пива осуществляется крайне медленно. Продажа вина в эти годы уменьшилась в целом по стране соответственно с 12.7 до 8.6 литра (закалённые синяки называли сухие виноградные вина компотиком и квасили их только если не было альтернативы).
В ряде республик, краев и областей число антиобщественных проявлений, связанных с пьянством, чрезвычайно велико. Если в среднем по стране в 1973 г. за такие нарушения (в расчете на 10 тыс. населения) привлечено 293 чел., то в Эстонской ССР, Карельской, Коми, Якутской АССР, Красноярском крае, Архангельской, Курганской, Ленинградской, Мурманской, Томской областях в полтора-два раза больше...
Интересно, что то, чего не могли добиться менты и ЦК КПСС, вышло само собой под влиянием роста числа машин в частном владении и айфонизации всей страны: молодые люди России стали намного меньше керосинить, чем в совковые времена. И не из страха перед неприятностями, а просто их к этому не тянет, есть иные формы интересного и приятного заполнения досуга. Того и гляди, уйдёт в прошлое такой русофобский стереотип, как водка из самовара, рисковавший попасть в прежние времена в список нематериального наследия ЮНЕСКО...