Найти тему
Мила Алич

"Мустаю Кариму" - пароходу и Человеку.

Всегда интересно открывать для себя нечто новое. Особенно, когда это "новое" приходит сюрпризом. Отсроченном, в моем случае.
Осенью прошлого года, будучи в Самаре, гуляя на набережной (а набережная в Самаре, наверное, самая красивая чем где либо в других городах, стоящих на крупных реках) мое внимание привлекло, красивое, футуристическое судно. Увы, особо времени у меня не было; - досадно не давали расслабится деловые звонки, и я, смирившись, просто коротала времени в ожидании дальнейших планов, которые должны были решится по ходу звонков. Настроение было "на троечку", - холодный ветер с Волги с маниакальной настойчивостью стремился проникнуть под одежду, лишая остатков тепла. Простуда большими и плавными прыжками американского астронавта на Луне, радостно неслась мне навстречу, щедро неся в протянутых ладонях дни температур и приторно сладкого чая с малиной - неизменного и традиционного лекарства в этой стране.
"Мустай Карим", - прочла я на носу судна. Кто это, думала я? Турок? Помнится, как еще совсем недавно из России, в связи с сирийскими событиями и коррупцией в компании, выдворили турецкую "Раlmali". И вот они "зашли" уже так? Настроение ухудшилось, и к "американскому космонавту" присоединилась "тень османа".
Тем не менее, четырехпалубный пароход был красив - нос подобно таранной триере с уклоном в корпус, высокая соляризация внутренних помещений, и цвета - белый и венозной крови. Да, турки строят много судов. А ведь до начала 20 века термин турецкое судостроение было комком больших проблем..
Я сделала несколько снимков и надолго забыла о нем.

Нос судна имеет необычный обратный наклон.
Нос судна имеет необычный обратный наклон.

Прошло время, и как то на днях я листала смартфон. Чистила сообщения с предложениями разной степени настойчивости и пристойности от тарифов на связь и сидках в ритейлах до рабочих предложений, и предостережений не упустить свою выгоду, с совершенно неискренней подачей. И вдруг, я наткнулась на те фото, что перед уходом, той осенью я сделала тогда .
Память вернула мне ощущение холода, раздражающие мелодии вызовов, и образ футуристического судна, громадного, и кажущегося слишком большим даже для Волги.
Мустай Карим... что-то знакомое. Может османский паша, который пытался взять штурмом Вену, но неожиданно был атакован и наголову разбит отрядами Яна Собесского в 1683 г? Нет. Того вроде звали Кара Мустафа.
И я сдалась, открыв поисковик, внемля протестам своей уставшей памяти.
Выяснилось, что это российское судно, построенное на нижегородской верфи ПАО" Завод "Красное сормово" (АО «Объединенная судостроительная корпорация» - ОСК) - четырехпалубный теплоход проекта PV300.
Заказчиком выступило АО "Машпромлизинг", а конечный получатель - ООО "Водоходъ". Они катают много прогулочных судов по Волго-Донскому бассейну.

Корабль действительно кажется большим, чем указано в размерениях . Мне не удалось найти место, съемки,чтоб он вошел целиком. Да и обстановка не располагала.
Корабль действительно кажется большим, чем указано в размерениях . Мне не удалось найти место, съемки,чтоб он вошел целиком. Да и обстановка не располагала.

152 каюты на 329 человек, два больших салона, три бара, детская комната, фитнес центр, парикмахерская, солярии на верхней палубе в 700 "квадратов".
Размеры судна: длинна -141 метр, ширина - почти 17 метров, высота габаритная - 16,25 метра, борта - 5 метра. Экипаж 141 человек.
Конечно, меня это порадовало.
Предвижу замечания. Мол спустили один пароход а вот в СССР...
Но на практике оказалось что в СССР суда подобного назначения не строили вообще с самих 1950-х. Строили подобные в странах Восточной Европы ("Александр Невский" - Германия, судоверфь Висмар, "Александр Суворов -проект 92-016 - Чехословакия, верфь Комарино, "Лев Толстой" - проект Q-056, Австрия) Так что для России это относительно новый сегмент - прогулочные пароходы инновационного уровня. Не вот какой важный, сегмент, но сам факт что можем, - вселяет оптимизм.
Что это наш. Что мы можем. Что делаем.

Он простоит в порту сутки.
Он простоит в порту сутки.

И что Мустай Карим - оказался известным башкирским писателем, поэтом, драматургом и общественным деятелем. Фронтовиком, кореспондентом газет "За честь Родины", журнала "Советский воин".
И поразмышляв немного, с чувством удовлетворения я закончила эту историю, запланировав к прочтению на зиму его книгу "Помилование".
Чтобы окончательно поставить точку в истории с "Мустаем Каримом".

Он ушел в 2005, но будет жить в творчестве и в имени парохода.
Он ушел в 2005, но будет жить в творчестве и в имени парохода.

Спасибо за прочтение, буду рада, если моя история и посыл, окажутся Вам близки.
Подписывайтесь на канал, оставайтесь с нами.

Ваша Алич.