Собранный в Европе мощный двигатель и рекордсмен скорости: мифы и факты о ВАЗ-2109

833 прочитали

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР. Именно поэтому пятидверный ВАЗ-2109 в 1987 году смог сделать настоящий прорыв на авторынке. За 30 лет существования машина обросла таким количеством мифов, что многие путаются до сих пор, что из них правда.

Миф 1. Кузов «Девятки» не такой, как у «Восьмерки»

Миф!

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.

Появление первых серийных пятидверных «Спутников» пришлось на 1987 год. На заводе в Тольятти в 87-м году состоялся выпуск 25 060 «девяток» и 124 125 экземпляров ВАЗ-2108 всех модификаций. В 1988 году пятидверные Спутники начали выпускаться активнее, чем «восьмерки»: 101 345 шт. против 90 240 шт. соответственно.

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-2

Между двумя автомобилями существовало лишь одно отличие — количество дверей. Остальные детали и даже оформление вплоть до цвета салона не были изменены. Однако, дополнительные двери породили множество слухов о том, что длина «девятки» превышает длину ВАЗ-2108, и кроме того, ВАЗ-2109 обладает удлиненной базой. Многие гаражные корифеи утверждали, что этот автомобиль получил новый кузов.

Разные номера в каталоге для кузова 2108-500000-10 и 2109-5000014 связаны лишь с разными боковинами. В первом случае боковина вмещала одну длинную (1264 мм), во втором — две более короткие (1025+885 мм) двери.

Миф-2. На ВАЗ-2101 установили европейский рекорд скорости

Правда!

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-3

Летом 1986 года в Москву на необычном автомобиле Austin Montego приехали португальские журналисты К. Фин и Н. Вашко, преодолевшие всю тогда еще не объединенную Европу от Лиссабона до Москвы (ни много, ни мало —5000 км) всего за 51 час 30 минут. Для этого экипаж следовал на средней скорости более 100 км/ч. Экспериментаторы предложили СССР поддержать инициативу и попробовать побить установленный рекорд, посетив Португалию тем же путем.

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-4

АвтоВАЗ выделил для заезда последнюю выпущенную модель автоконцерна — «девятку» с индексом 21093, имеющую пятиступенчатую коробку передач. Автомобильный завод выдал российским журналистам сразу две одинаковые вишневые машины, одна из которых стала тем самым «Спутником» после установки дисков Melber, шин Michelin и дополнительных фар Hella.

В результате советская «девятка» смогла побить рекорд португальцев, развив скорость 150-170 км/ч, которая поддерживалась на всем пути следования автомобиля. И это несмотря на то, что наши журналисты заблудились, попав в Голландию вместо Бельгии. Но мастерство позволило наверстать упущенное: 4811 километров удалось преодолеть за 45 часов!

Миф-3. «Девятку» выпускали дольше, чем базовую «Восьмерку»

И миф, и правда!

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-5

Выпуск многих моделей ВАЗ продолжался долгие годы. Первое семейство ВАЗ-21013 выпускалось до 1988 года, «шестерка» — с 1976 до 2006 года, «пятерку» и «семерку» выпускали до 2010 и 2012 года (по 30 лет).

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-6

«Восьмерка» тоже не сильно отстала, ее производство длилось 20 лет (1984 - 2004 гг.). «Девятку» же в Тольятти выпускали не так долго — 17 лет (1987 - 2004 гг.). При этом стоит отметить, что пятидверная Самара выпускалась не только в России, но и в Украине. Для этого использовались не только готовые машинокомплекты, но и полноценная сварка кузова «с нуля» с присвоением автомобилям собственных VIN-номеров. Если учитывать выпуск автомобиля в Украине, то «Девятку» действительно выпускали дольше, чем «Восьмерку».

Миф-4. Существовала «Девятка» с двигателем 1,6 л

Миф!

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-7

Экспорт автомобиля с завода ВАЗ требовал постройки под рынок стран Бенилюкса, где автолюбителям приходилось каждый год выплачивать повышенный налог, если у мотора был большой объем. Чтобы продвинуть Самару на территории Западной Европы, конструкторы ВАЗ занялись уменьшением моторов «девятки» до 1100-кубов. Такой двигатель получил индекс 21081.

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-8

У нас в стране с этим мотором автолюбители смогли познакомиться только в 90-е гг., когда в Россию начали поставлять подержанные и «Девятки» из-за рубежа. О «сверхмощном» 1600-кубовом моторе любили говорить фанаты автоконцерна ВАЗ, представляя себе, как такой мотор позволяет машине разогнаться как Бэтмобилю. Однако, несмотря на планы по созданию подобного двигателя в 80-х, когда Владимир Анатольевич Ярцев выдвигал идею выпуска Lada Samara RSI, «сердце» почти на 1,6 литра собрано было только для личного авто Ярцева. Впоследствии двигатель ВАЗ-21084 на 1580 куб. мог быть установлен на Самару по индивидуальному заказу, но на конвейере его никогда не устанавливали.

Миф-5. Длинные крылья стали признаком модификации ВАЗ-21093

Миф!

Как было сказано выше, для первых «девяток» отличиями от ВАЗ-2108 стали лишь количество дверей и боковых стекол. Крылья у автомобилей были короткими, совместно с капотом они не дотягивали до фар. Многие владельцы были раздражены носом авто и удаляли решетку, заменяя ее на самодельные изделия.

В 1985 году Волжский автозавод выпустил на рынок новую модель, «восьмерку» с одной длинной дверью с каждой стороны. Подобная комплектация не слишком зашла автолюбителям СССР.-9

В 1989 году на обложке журнала «За Рулем» появилась серебристая «девятка», имеющая новый передок, с крыльями и капотом, доходящими до блок-фар. Капот даже немного заходил на вертикальную плоскость, что образовало маленькую аккуратную решетку между фарами. Кроме того, на автомобиле красовался задний спойлер и полноразмерные колпаки, а салон был дополнен задними подголовниками и измененной приборной панелью.

В результате ВАЗ-21093 стал новой модификацией переднеприводного семейства «Лада-спутник», что было указано в журнале. Вначале ВАЗ выпускал только модели «полторашек» с короткими крыльями и «клювом», а длинные крылья появились на серийных Спутниках-Самарах в 1991 году.