Что такое "поток сознания"?
История данного термина берёт начало в психологии. Его автором является философ-идеалист Уильям Джеймс. В книге «Основания психологии» (1890) он пишет:
«Сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются».
По Джеймсу, «поток сознания» - это крайняя степень «внутреннего монолога», в котором очень трудно указать связь между измышлениями и объективной действительностью.
Помимо Джеймса, на формирование данного феномена большое влияние оказал А. Бергсон, создав теорию психологического времени. В её основе лежит представление о времени как о динамическом явлении внутри сознания, постоянная изменчивость которого обусловливает собой психическую жизнь человека. По Бергсону, основным атрибутом «потока сознания» является «неделимое настоящее»: исходя из этой концепции, настоящее включает в себя будущее и прошлое, где прошлое - это ощущение, а будущее - движение. Воспринять их человек может лишь посредствам осознания длительности, как основной характеристики времени. Становится очевидно, что концепция «потока сознания» напрямую связана не только с психикой человека, но и с дихотомией субъективного и объективного восприятия времени.
Третьим аспектом «потока сознания» стала концепция бессознательного, разработанная К.Г. Юнгом и З. Фрейдом и впоследствии переосмысленная модернистами. Согласно ей, бессознательное является неподконтрольным аспектом психики, обуславливающим мотивы, принципы, эмоции и поступки. При наличии душевного здоровья, оно направляет индивида в сторону развития, умеренности, ограждая от деструктивных влечений. Именно в бессознательном скрыта истинная сущность человека, формировавшаяся с раннего детства.
К.Г. Юнг полагал, что то состояние сознания, которое можно передать в художественном тексте, называется «срединным», т.к. в равно степени относится как к сознанию, так и к бессознательному.
Как "поток сознания" стал литературным приёмом?
Такого рода исследования оказали глубочайшее влияние на модернистов. В начале ХХ века «поток сознания» стал одним из самых распространённых приёмов для отображения внутреннего мира того или иного персонажа в полной мере. Несмотря на то, что техника фиксации процесса мышления героев использовалась в литературе и ранее, как, например, прерывистый, неоднородный внутренний монолог главной героини в романе Л.Н. Толстого, «Анна Каренина»,
"Этих улиц я совсем не знаю. Горы какие-то, и все дома, дома… И в домах все люди, люди… Сколько их, конца нет, и все ненавидят друг друга. Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского. Ну, я получу развод и буду женой Вронского. Что же, Кити перестанет так смотреть на меня, как она смотрела нынче? Нет." - Л.Н. Толстой "Анна Каренина"
во всей полноте использования она предстала лишь у модернистов - В. Вульф, Д. Джойса, Т. Манна, М. Пруста, У. Фолкнера. Каждый из них использовал данную технику по-разному, согласно своему замыслу.
Однако мнения ведущих теоретиков «потока сознания» относительно его отображения в тексте были отличны. По Бергсону и Джеймсу, «поток» является формальным аспектом, отслеживающим динамику психических процессов. Юнг и Фрейд же считали, что текст «потока сознания» должен отражать непосредственно проявления бессознательного во внутренней речи героя. Исходя из этого, философ и переводчик “Улисса” С.С. Хоружий вывел три главных элемента “потока сознания”:
- Некоторая тема, развиваемая сознания (основа);
- Отклик сознания на те или иные восприятия внешнего мира (внешние вторжения в основу);
- Следствия травм сознания (внутренние деформации основы - самый важный элемент, т.к. эти незримые идеи и комплексы постоянно находятся в сознании, формируя “геометрию” внутреннего мира героя).
Характеристики "потока сознания" как художественной техники
Многие литературоведы, изучая данный приём, стремились выявить его особенности, что непросто, поскольку каждый автор, использовавший «поток сознания», привносил что-то новое, из-за чего цепочка заимствований и авторских нововведений представляется неоднородной. Однако попробуем выявить некоторые наиболее важные и универсальные характеристики, основываясь на выводах разных исследователей.
- Отсутствие автора. Функция автора при использовании техники «поток сознания» - это превращение невербальных образов в речевые конструкции, их языковое оформление. У. Джеймс охарактеризовал это «драматической» манерой повествования, когда автор не участвует в осмыслении и оценке происходящего, как минимум потому, что комментировать внутренние высказывания, не имеющие коммуникативной цели – бессмысленно, поскольку они направлены непосредственно к читателю.
- Ассоциативная природа. Текст «потока сознания» во многом представлен чередой ассоциаций, связывающих объективную реальность произведения и сознание героя. По мнению Лосева, языковые элементы находятся в постоянной активности по отношении друг к другу, что и лишает «поток сознания» синтаксической завершённости.
- Нелинейность. В основе принципа нелинейности лежит многоуровневое наслоение различных стилистических приёмов, благодаря которым, передаётся естественная смысловая непоследовательность. Именно в силу её естественности, читатель способен осмыслить «сюжет» размышлений персонажа, сквозь кажущуюся иррациональность.
- Символ, как основная единица «потока сознания». По Лосеву, символ - это «субстанциальное тождество идеи и вещи». В художественном произведении символы выполняют две функции: раскрывают внутреннюю семантику нарратива и отсылают к той или иной культурной традиции, сообщая о причастности к ней персонажа.
Спасибо за чтение, всего Вам доброго!