Найти тему
Капитан Зеленый

Пищеблок. Отзыв на книгу и сериал

На днях завершился первый сезон сериала «Пищеблок» на Кинопоиске по одноименному роману Алексея Иванова. Мне стало интересно сравнить сериал и книгу.

Режиссером сериала выступил Святослав Подгаевский, который участвовал в создании таких «шедевров», как «Русалка. Озеро мертвых», «Невеста» и «Владение 18» - довольно сомнительных русских хорроров. В сценаристах значится автор книги, видимо это позволило не скатиться сериалу в пересъемки сериала «Очень странные дела» в антураже советского пионерлагеря.

Что же с сюжетом? Оба произведения рассказывают историю юного пионера Валерки Лагунова и его вожатого Игоря Корзухина. На дворе лето 80 года, в лагере «Буревестник» олимпийская смена. Жизнь в лагере течет своим чередом. Дети занимаются в кружках, маршируют в столовую и рассказывают страшилки на ночь. Но все меняется, когда одна из страшилок становится явью – капитан футбольной команды стал вампиром.

Сюжетная канва в сравнении с книгой почти не претерпела изменений. Почти все основные события перекочевали из книги прямиком в сериал, только немного поменялись местами и расширились. Так, например, спасение Валерки от Бекли в сериале происходит до родительского дня, а в книге под конец смены. Такая перестановка положительно сказывается на всей истории, т. к. в обоих произведениях заставляет задуматься Валерку о человечности вампиров. И если в книге эти мысли не приводят к каким-то значимым событиям, то в сериале помогают глубже раскрыть характер Валерки.

Расширение сюжета в сериале привело к появлению сомнительных событий. Одним из таких я считаю историю с пистолетом. Если в начале пистолет нужен был, чтобы отделаться от Бекли, то в конце сценаристы не смогли закончить эту линию логично и просто устроили конфликт на пустом месте. В книге схожая история крутилась вокруг финского ножа и закончилась разоблачением Валерки.

Хоть оба произведения рассказывают одну историю, но делают они это по-разному. Книжная история – это история про беззаботное детство. В ней дети ведут себя как дети: играют, дразнятся и верят во всякие глупости. Для них все ритуалы пионерства понарошку, а гроб на колесиках взаправду.

В сериале же на первый план выходит детективная составляющая. Смышленый пионер узнает про вампиров, пытается поделиться своим открытием со взрослыми и, когда не находит отклика, начинает искать способы защититься от вампиров, а в дальнейшем и способ победить их самому.

Такое изменение приводит к тому, что и характеры главных действующих лиц претерпевают изменения. В книге Валерка обычный ребенок, он боится вампиров, но это не мешает ему днем, как и всем детям дурачиться, купаться в речке и искать себе идеальный коллектив. В сериале же Валерка получился более взрослым. Он тяжело переживает потерю старшего брата, из-за чего ведет свой внутренний монолог с воображаемым живым братом. К проблеме вампиров Валерка подходит основательно – изучает литературу и применяет новые знания на практике.

Так же изменили и Сергушину. В книге это типичная девочка-отличница. Она все делает лучше всех и не стесняется этим хвастаться, из-за чего у нее и случается конфликт с Шалаевой. В сериале же из нее сделали саму невинность. Почти весь сериал она молчит и не высовывается. Из-за чего конфликт с Шалаевой смотрится нелогично: Сергушина не кичится своими вокальными данными, а демонстрирует их на прослушивании и молча уступает, когда вожатая выбирает номер Шалаевой.

Создатели сериала рассказывали, что хотели передать атмосферу пионерских лагерей и беззаботного детства, чтобы те, кто были в них пустили скупую слезу, а тем, кому не удалось побывать в летнем лагере, раздосадовались от упущенной возможности. Если вам охота поностальгировать, то лучше выбрать книгу, которая читается за пару вечеров. Если же хочется просто отвлечься и поугадывать, кто же главный вампир, то сериал подойдет лучше.