Найти тему
Сергей Панченко

Хазин. О чистке чиновничьего аппарата в России. (в близжайшее время)

Экономист Михаил Хазин высказал свое мнение по поводу текущей обстановки в России. Но для начала он обратился к нашей истории, чтобы сравнить, что было тогда, и что мы имеем теперь.

Михаил Хазин. Фото из интернета
Михаил Хазин. Фото из интернета

Почему-то принято считать, что прослойка чиновничества в царскую эпоху была небольшой. Но это слишком утрировано. Тогда в нее входила еще структура, которую сегодня называется УВД, то есть Управление внутренних дел. И она включала в себя, например, церковь, которая обязана была докладывать о настроениях, витавших в обществе. Каждый священнослужитель в самой глухой деревушке должен был следить за этим. И это уже получается огромное количество народа, которое официально относилось к категории госчиновников.

Но мы сейчас имеем чиновничий аппарат, который стал результатом переворота 1991 года. И эта революция решала две задачи, если мы говорим об интересах чиновников. Во-первых, они хотели установить традицию передачи своих привилегий по наследству, для чего и ввели частную собственность. Во-вторых, бюрократы имели огромное желание снять с себя ответственность за свою деятельность. И им это удалось.

По словам Михаила Хазина, вся работа Путина в последние годы состоит в том, что он пытается вменить чиновникам ответственность. Но у него ничего не получается. Почему? У российского экономиста есть своя точка зрения по этому поводу.

Чиновник долгое время получает солидную зарплату и плюс имеет доступ к бюджетным деньгам, которые он распределяет, естественно, не обходя вниманием собственный карман. И вдруг ему говорят, что он должен за что-то отвечать. И это при том, что сейчас чиновники как бы ни за что не отвечают. При любом раскладе они остаются на своих местах, при государственной кормушке. Их дети тоже кормятся с родительских финансовых потоков. В общем всем полное счастье! Стоит ли удивляться, что после 1991 года у нас бюрократический аппарат стал больше в 3 раза по сравнению с советским временем, хотя объем работы не увеличился.

С неоправданно раздутым чиновничьим аппаратом, безусловно, нужно бороться. И Путин как раз пытается изменить ситуацию, но понимает, что представители различных структур внутри государства будут против. В России сегодня такое распределение сил: есть народ, который составляет около 90%, есть чиновники — оставшиеся 10%. Получается, что чиновничий аппарат — это около 10 млн. человек, если включать сюда еще и членов семей. И все они будут против перемен.

Еще у нас есть высшее политическое руководство, которое держит в руках все рычаги управления, играет в международные политические игры и вполне успешно представляет страну на мировой арене. Но оно понимает, что для того, чтобы зачистить государство от чиновничества, выросшего после 90-х годов, придется менять весь образ жизни, активировать всю мощь общества.

Хазин отмечает, что если Путин сейчас играет во внешнеполитическую игру, причем успешно, то он ее должен завершить до осени. Все решается уже сейчас, потому что логика распада мировой долларовой системы на валютные зоны, которую российский экономист описывал еще 20 лет тому назад, стала уже реализовываться. И сегодня те, кто трезво смотрит на мир, понимают, что валютные зоны будут. И в нашей зоне именно мы будем определять правила.

Михаил Хазин говорит о том, что в мировой экономике сейчас ситуация ухудшается. Он постоянно делает макроэкономические обзоры, поэтому может судить с

точки зрения эксперта. Экономист считает, что к осени должны произойти сильные изменения в этой сфере. А Путин четко продемонстрировал свое отношение к роли государства в части общества. Это видно по тому, какие ему задавались вопросы во время недавней прямой линии. И хотя они по большей части могли быть разрешены на уровне мэра провинциального городка или даже поселкового главы, с ними все равно люди обращались к первому лицу государства.

А причина банальна: чиновники на местах не реагируют на сигналы от населения. Они ничего не делают. А президент, получается, им потворствует, поскольку показывает, что подобные проблемы, вплоть до самых низких, бытовых, эффективно решаются только на уровне главы государства. И это неправильно. Путин сам сказал, что та модель чиновничьей сферы, которая была сформирована в 90-е годы, должна быть радикально изменена. Государство в реалиях нового времени должно тратить деньги не на зарплату чиновникам, которые непонятно чем занимаются, а на решение проблем граждан.

Обвинять Путина в том, что чиновничество не хочет поворачиваться в сторону общества, бессмысленно, потому что наши бюрократы, выросшие из 90-х, очень хорошо усвоили плюсы своего положения. И отказываться от них добровольно они конечно не будут. И это значит, что общество должно вместе с президентом с этой напастью справиться.

Путин уже пытался договориться по-хорошему. Стоит вспомнить его майские указы. Сейчас проворовавшихся чиновников начинают сажать, но это все равно капля в море. Однако Михаил Хазин уверен, что к сентябрю ситуация резко поменяется. Со сложившейся государственно-бюрократической моделью пора заканчивать. Экономист приводит несколько вариантов развития событий.

Есть более простой вариант, который используется в Латинской Америке. Есть более сложный, к которому, видимо, все у нас в стране и идет. Хазин говорит, что у него есть ощущение, будто бы участились попытки вывести народ на улицы, чтобы раскачать правительство Путина, чтобы расшатать его до основания. На этом фоне получается, что президент скорее сторонник народа, чем наоборот. Нужно понимать, что наши власти — это не единый конгломерат. Внутри есть разные силы, которые преследуют разные интересы.

И все-таки ситуация начинает меняться. Михаил Хазин отмечает, как эффективно работает сегодня премьер Мишустин, который многое делает для обуздания чиновничьего аппарата. Пусть он работает медленно, но результаты совершенно точно есть. Еще хотелось бы отметить деятельность ОНФ, который постоянно приводит в пример Путин. Но данная структура как раз не может похвастаться результатами за последнее время, поскольку теперь ее контролирует партия бюрократов «Единая Россия». Хазин считает, что стоило бы создать еще несколько подобных организаций, которые могли бы стать действенными инструментами надзора за чиновниками.